Какие тренды управляют продуктовым ретейлом

Продуктовый ретейл - одна из сфер экономики, с которой напрямую имеет дело почти каждый человек. Перестройка последних двух лет затронула и ее. Какие тренды в развитии подотрасли можно выделить и как они отражаются на ситуации с подбором кадров, показало недавнее исследование Get experts, в котором приняли участие специалисты и менеджеры различных компаний.

В продуктовом ретейле продолжается укрупнение рынка: мелкие региональные игроки не выдерживают конкуренции в части ассортимента и ценовой политики и поглощаются федеральными сетями.

Компании продолжают развивать цифровую составляющую бизнесов: приложения, сервисы, маркетплейсы и другие ИТ-проекты, - создают свои экосистемы и подразделения по развитию омниканальных продаж. Это направление растет стремительно. Спрос на экспертов и руководителей чрезвычайно высок, рынок перегрет.

Иностранные акционеры торговых сетей пока удерживают позиции, но уже предпринимают шаги по выходу из управления через выкуп долей самими сетями или другими акционерами. Скорее всего, этот процесс продолжится.

Одним из главных инструментов увеличения прибыли стало развитие собственных торговых марок (СТМ) и формата дискаунтеров. Сети вкладываются в свое или контрактное производство товаров СТМ различных категорий, на долю которых может приходиться до 30 процентов выручки. Продолжается развитие собственного импорта в категориях "Фрукты и овощи", "Фреш" и "Ультра фреш", а также инвестиции в развитие агросектора. Наиболее перспективная категория для СТМ - готовая еда, в ее производство сети вкладываются активнее всего. Потребитель уже хочет не просто получить на дом продукты - он стремится сэкономить время на приготовление пищи.

Зарплаты в ретейле в 2023 году увеличились более чем на 30 процентов

Рынок труда в ретейле остается кандидатским. Квалифицированные специалисты среднего и высшего звеньев рассматривают в среднем четыре предложения о работе одновременно.

Изменился подход к выбору кандидатов на экспертные и руководящие должности: больше внимания уделяется мягким навыкам (лидерству, управлению изменениями, предприимчивости и так далее). Заметно чаще стали рассматривать кандидатов из смежных индустрий (банков, FMCG, фармацевтики, высокотехнологичных компаний...).

Зарплаты в ретейле в 2023 году увеличились более чем на 30 процентов, и у профессионалов высшего звена этот тренд сохраняется. Заметнее всего выросли доходы у сотрудников коммерческих и категорийных подразделений. Несмотря на это, почти две трети респондентов-профессионалов недовольны уровнем дохода.

Из нематериальных факторов мотивации кандидатов больше всего привлекает возможность работы в удаленном или гибридном формате. При этом многие признаются, что между вакансией с более высоким доходом и вакансией с преобладающим числом дней работы из дома они выбрали бы вторую.

В подавляющем большинстве компаний в ретейле в 2023 году преобладал офисный формат работы. В гибридном (часть времени в офисе, часть - удаленно) работали 29 процентов. Возможность работы из дома предоставляла примерно 10-я часть работодателей, около двух процентов допускали работу из любой точки России или мира.

Для удержания ценных специалистов наряду с повышением оклада работодатели стали чаще использовать долгосрочное поощрение. Этот инструмент позволяет привязать сотрудника к компании: в случае увольнения он теряет ожидаемую выплату.

Какие профессии были наиболее востребованы в продуктовом ретейле в 2023 году?

Прежде всего искали ИТ-специалистов. На фоне ухода многих провайдеров сети вынуждены развивать собственные ИТ-подразделения. Вдобавок им нужно усиливать цифровую часть бизнеса. Особым спросом пользуются разработчики, тестировщики, специалисты уровня middle и выше в сферах информационной безопасности, СТО, big data, data science.

На втором месте - бизнес-аналитики, проектные менеджеры и эксперты в бизнесе с навыками управления проектами. Это связано с трендом на автоматизацию и цифровизацию процессов. Также востребованы коммерческие аналитики и продуктовые менеджеры.

Много вакансий для категорийных менеджеров. Тут влияет общий тренд на смену поставщиков и пересмотр логистических цепочек, а также растущая конкуренция между сетями. Компании ищут специалистов с опытом управления поставками множества категорий товаров. Стабильным спросом пользуются профессионалы, умеющие работать на азиатских рынках и имеющие опыт в фудтехе и электронной коммерции. Сразу повышает стоимость категорийного менеджера опыт работы с СТМ, причем на всем цикле - от поиска производителя до постановки ТЗ дизайнеру на разработку упаковки для готового товара.

По-прежнему в цене финансовые директора, в том числе в регионах, специалисты по инвестициям и финансовой автоматизации, проектные менеджеры, руководители и топ-менеджеры на новые направления бизнесов.

В условиях растущей конкуренции компании уделяют больше внимания анализу изменений на рынке и оперативному реагированию на них. Вырос спрос на руководителей программ лояльности, аналитиков в клиентском сервисе, высококлассных специалистов в стратегическом маркетинге. Из-за эмиграции части профессионалов топы стали моложе в среднем на пять лет, а их зарплаты - выше.

В 2024 году в подотрасли планируют активно индексировать зарплаты. Ретейл - одна из немногих индустрий, где значительно выросли предложения для руководящего состава. Так что кандидаты мотивированы оставаться в рамках этого сектора или переходить в него из других сфер.