Поделиться

Государство возвращает контроль над стратегически важными предприятиями

По иску Генеральной прокуратуры Арбитражный суд арестовал Ярославский судостроительный завод. В Арбитражный суд иск к московскому АО "Лидер Гарант" подала Генеральная прокуратура. В тот же день суд в качестве обеспечительной меры наложил арест на ПАО "Ярославский судостроительный завод". Следующее судебное заседание назначено на 27 мая.
ЯСЗ продолжает выпускать малые и крупные суда. Необходимо освободить его от недобросовестных акционеров.
ЯСЗ продолжает выпускать малые и крупные суда. Необходимо освободить его от недобросовестных акционеров. / Правительство Ярославской области

Ярославский судостроительный завод (ЯСЗ) - предприятие почти со столетней историей. Он выпускает различные корабли - от малых катеров до крупных морских и речных судов водоизмещением до 3,4 тысячи тонн. Предприятие работает с ведущими научно-производственными центрами России. В рамках гособоронзаказа завод строит для Военно-морского флота России разъездные рейдовые катера, морские буксиры проекта 23470, сторожевые корабли проекта 10410 "Светляк".

Арест имущества завода не означает автоматически обязательного удовлетворения иска. Такая обеспечительная мера призвана сохранить статус-кво на время рассмотрения дела в суде. Владелец арестованного имущества не сможет его продать или кому-либо передать. Ряд экспертов считают, что итогом станет переход предприятия в государственную собственность. На такой исход указывает в том числе оформившаяся в последнее время тенденция на национализацию предприятий, имеющих стратегическое значение для страны.

Так, в прошлом году в Ярославской области были возвращены в государственную собственность три крупных предприятия: ПАО "ТГК-2", ПАО "РОМЗ" (Ростовский оптико-механический завод) и АО "Завод фрикционных и термостойких материалов" ("Фритекс").

Энергетический момент

Иск об изъятии в пользу государства 82 процентов акций ПАО "ТГК-2" у структур, подконтрольных бывшему сенатору Леониду Лебедеву, Генеральная прокуратура России подала 28 июня 2023 года. В 2016 году экс-сенатора обвинили в хищении у "ТГК-2" 220 миллионов долларов и объявили в международный розыск. По данным прокуратуры, сейчас Лебедев проживает в США.

Арест имущества завода не означает автоматически обязательного удовлетворения иска

"ТГК-2" - одна из крупнейших теплоэнергетических компаний Северо-Западного и Центрального федеральных округов России. Она занимается производством электрической и тепловой энергии и реализацией тепла (пара и горячей воды) потребителям. Предприятия компании расположены в Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской и Ярославской областях России, а также в городе Скопье (Республика Северная Македония).

Из искового заявления прокуратуры следовало, что Лебедев через подставные фирмы приобрел акции ПАО "ТГК-2" и лично участвовал в управлении компанией. Для сокрытия фактического управления пакет акций переходил в подконтрольные ему организации.

- Доводов в иске достаточно: приобретение акций, извлечение и сокрытие этих доходов в иностранных юрисдикциях и использование иностранных финансовых инструментов. Вместе это называется незаконным обогащением, - заявил на суде прокурор Дмитрий Лютов.

В итоге дело было рассмотрено в течение одного дня. 14 июля 2023 года суд удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об изъятии акций "ТГК-2" в пользу государства. Ярославский областной суд оставил жалобы ответчиков без удовлетворения, и решение вступило в законную силу в октябре.

Навели оптику

В сентябре 2023 года Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об изъятии в пользу государства у компаний АО "Иснов" и ООО "Сибмир" акций Ростовского оптико-механического завода. Им принадлежало 64,67 процента акций ПАО "РОМЗ".

Ростовский оптико-механический завод занимается производством механических и электронных приборов дневного и ночного видения. Также на предприятии выпускаются приборы для систем управления огнем бронетанковой техники, в том числе для танков "Армата". По мнению прокуратуры, приватизация предприятия в 1993-1996 годах была проведена незаконно: собственником "РОМЗ" являлась Российская Федерация, а приватизировал предприятие комитет по управлению имуществом администрации Ярославской области.

"Генеральной прокуратурой выявлены факты нарушения экономического суверенитета Российской Федерации, незаконного распоряжения и выбытия из владения Российской Федерации имущества "РОМЗ", представляющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также противоправного завладения им ответчиками", - сказано в решении Арбитражного суда Ярославской области. Еще один ярославский завод был изъят в государственную собственность по иску Генеральной прокуратуры 12 декабря Волжским городским судом Волгоградской области. Речь идет об акциях ярославского АО "Завод фрикционных и термостойких материалов" ("Фритекс"). Зарегистрированный и расположенный в Ярославле завод занимается производством полимерных композиционных материалов и изделий. Генпрокуратура установила, что предприятия группы Temac Industrial Group (куда входил ярославский "Фритекс") контролировались Елизаветой Андреевой - сестрой украинского предпринимателя, бывшего министра Константина Ефименко. По мнению надзорного органа, собственники финансировали ВСУ. Кроме того, их контроль за стратегическими предприятиями "создает серьезную угрозу безопасности Российского государства, может повлечь срыв гособоронзаказа и передачу конфиденциальной и иной значимой информации недружественным странам". В итоге предприятия группы Temac суд передал Росимуществу.

Как это было

Даже по этим нескольким примерам из Ярославской области можно отследить тенденцию к некоторому пересмотру итогов приватизации. Разговоры о необходимости этого начались практически сразу после ее окончания. Напомним, как это происходило.

В 2000 году тогдашний первый заместитель генпрокурора Юрий Бирюков, выступая в Госдуме, заявил, что Генеральная прокуратура намерена устранить нарушения законности при приватизации крупных государственных компаний и госсобственности, а также добиться возмещения нанесенного материального ущерба. Он рассказал, что с 1995 года Генпрокуратура возбудила 32 уголовных дела по незаконной приватизации государственной собственности. К уголовной ответственности никто привлечен не был, поскольку в 1999 году была объявлена амнистия.

В 2004 году широко обсуждался доклад председателя Счетной палаты Сергея Степашина об итогах российской приватизации 1993-2003 годов. В нем было отмечено, что, во-первых, политика в приватизации шла впереди юридического оформления процесса и, во-вторых, правовая база была неполной. В докладе отмечалось, что есть масса случаев, когда Госкомимущество не регистрировало свои акты в Минюсте, а значит, они являлись незаконными. Есть примеры, когда оборонные предприятия приватизировали на явно недостаточном основании решений территориальных органов Госкомимущества.

Следующая громкая история с пересмотром итогов приватизации связана с акциями "Башнефти". В сентябре 2014 года первый заместитель генпрокурора Александр Буксман подал иск о возврате государству акций предприятия. Генпрокуратура нашла существенные нарушения законодательства при отчуждении предприятий ТЭК в Башкирии и пришла к выводу, что процедура приватизации государственной собственности была проведена помимо воли России. В итоге суд наложил арест на акции "Башнефти", которые принадлежали АФК "Система" и ЗАО "Система-Инвест".

В 2018 году в Москве суд наложил обеспечительный арест на счета ПАО "Владивостокский морской торговый порт". Соответствующее решение вынес судья Тверского суда столицы. Порт вернулся в собственность государства.

В 2020 году после поручения президента России Владимира Путина Генеральная прокуратура нашла нарушения законодательства при приватизации Башкирской содовой компании, в результате которой государство потеряло контрольную долю акций.

Далее в 2021 году по иску Генеральной прокуратуры Арбитражный суд Пермского края вернул государству 89 процентов акций Соликамского магниевого завода, а суд в Алтайском крае - предприятие "Кучуксульфат".

Несмотря на эти вполне успешные примеры возвращения собственности государству, еще недавно деприватизация казалась невозможной большинству экспертов. Однако события, происходящие в последнее время в стране, похоже, говорят о том, что государство решило отыграть назад. Причем начавшаяся деприватизация решает государственные задачи в области безопасности (экономической и военной).

По всей видимости, нынешний пересмотр итогов приватизации связан не с тем, что предприятия под управлением частников работают неэффективно. По ярославским примерам видны основные причины возвращения предприятий в государственную собственность. Для власти важным показателем является движение капитала. Остаются деньги в России - хорошо. Уходят в офшоры (как в случае с "ТГК-2") - плохо. Кроме того, государство не хочет, чтобы важные для обороноспособности страны предприятия находились в руках частных (зачастую - иностранных) собственников, как это было с ПАО "РОМЗ" и "Фритексом".

За последний год механизм изъятия в пользу государства частной собственности прошел обкатку во многих российских судах. Причем практически сразу был отметен аргумент противников пересмотра итогов приватизации о сроках давности. "Прошло уже 30 лет, - говорили они, - а срок исковой давности составляет три года". Однако суды стали принимать сторону Генпрокуратуры: отсчет срока исковой давности начинается с момента выявления нарушений государственными органами, то есть с момента проведения прокурорской проверки.

Между тем

Примеров возвращенных в последнее время государству предприятий много. По мнению экспертов, можно констатировать, что государство взяло курс на пересмотр итогов приватизации - пока точечный и в судебном порядке. Если частные собственники приносят ущерб в важных для страны секторах экономики, то их активы подлежат переходу под госуправление. В ближайшее время мы можем увидеть все большее количество подобных дел по возврату предприятий в государственную собственность. О чем свидетельствует и иск к владельцам Ярославского судостроительного завода.