На "Ленфильме" всегда в штате числились профессиональные фотографы, был даже специальный цех. Сотрудники киностудии признаются, что фотограф в кино - это особенный человек. Именно его глазами зритель видит фильм еще до появления его на экранах.
Главная задача фотографа на площадке - создать эксклюзивные материалы для рекламы. Изображения на афишах - это не просто кадры из фильма, а специально сделанные для этого снимки. Десятки профессионалов работали над кинопробами для режиссеров, снимали сам процесс "рождения" кино, закулисье. Их фото печатали в известных советских газетах и журналах, большой популярностью пользовались открытки с портретами артистов. Такие карточки покупали и коллекционировали.
Как рассказывала Галина Лисютич, а она проработала на "Ленфильме" более сорока лет, с фотографами старались дружить многие артисты. Ведь от их качественных и профессиональных снимков нередко зависело решение режиссера об утверждении кандидата на роль в новом фильме. Фотографы были настоящими художниками. И, как отметил режиссер Александр Поздняков, благодаря им сохранилась память о великих деятелях кино - Динаре Асановой, Олеге Янковском, Людмиле Гурченко и других. Остались и бэкстейджи - пространства позади съемочного процесса режиссеров Глеба Панфилова, Алексея Германа, Ларисы Шепитько, Виталия Мельникова, Ильи Авербаха.
По мнению режиссера, оператора и фотографа Дмитрия Долинина, когда на съемки приходил фотограф, появлялся еще один творческий человек. Он не повторял те кадры, которые предлагал оператор, а искал свои мотивы и ракурсы.
Рассматривая снимки, просто нельзя оторваться от портретов ироничной Веры Глаголевой, непревзойденной Инны Чуриковой, серьезного Юрия Никулина. Кстати, Галина Лисютич говорила и о роли Юрия Никулина в фильме "Двадцать дней без войны". Его сначала не хотели утверждать, мол, какой он фронтовой журналист, он же комик. Но режиссер Алексей Герман настоял. И все же веселый нрав Юрия Никулина иногда прорывался шутками, правда, за пределами съемочной площадки. Поэтому так символичны и уникальны сегодня снимки и того же Юрия Никулина, и Виталия Соломина, и Олега Борисова, и Леонида Филатова, и других знаменитых артистов, которых уже нет в живых. А память о них осталась.
- Современные скриншоты не всегда адекватно отражают фильм. Поэтому приходится прибегать к услугам творческих людей - фотографов на съемочной площадке. Без них сложно представить полноценную работу над фильмом, - уверен Сергей Ландо, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
С этим согласна и заведующая кафедрой фотографии и народной художественной культуры института Елена Константинова. Она считает, что прикосновение к великому искусству кино невозможно без того, чтобы не обратиться к кадрам, сделанным в процессе, "за кадром". Произведения фотографов существуют, чтобы зрители могли посмотреть на них, проанализировать и снова обратиться к тому, что заложено в фильмах.
- Для нас в этих фотографиях открываются новые грани искусства кино, - сказала Елена Константинова.
Выставка "В кадре и за кадром. Фотоархив "Ленфильма" не единственная. Здесь будут и дальше знакомить любителей кино с работами фотографов. Следующими участниками выставки станут Валерий Плотников, Аркадий Загер, Юрий Зайцев, Жанна Блинова, Ольга Моисеева, Серж Самойлов, Рудольф Ельник и другие.