В Зарядье проходит выставка "Военкоры"

Выставку "Военкоры" в Старом Английском подворье в Зарядье проводит мультимедийный проект #ПОДКЛЕТ, тот самый, что все свои концептуальные экспозиции строит вокруг одного экспоната. На выставке об Иване Грозном это был бюст царя, реконструированный Михаилом Герасимовым, в центре экспозиции "Ламанова. Русский дресс-код" стояли платья, созданные кутюрье начала XX века. Фигура кузнеца, ударами молота превращающего меч в плуг, украшала выставку к юбилею скульптора Евгения Вучетича. Тоже практически военкора, художника дивизионки "Отвага" в 1941-1942 годах.

Центр выставки "Военкоры" - реконструкция передвижной войсковой типографии.

Печатная касса, широкая доска, поделенная на ячейки, в которых насыпаны свинцовые буковки, шрифты. Они собирались в строки, строки - в заметки, из заметок собиралась печатная плата, по которой прокатывали пресс с краской, и получались та самая "Отвага", боевые листки полков и партизанских отрядов, листовки с фронтовыми сводками. Часто - единственные источники информации в частях, помогающие бойцам ориентироваться в обстановке.

Настоящей бомбой, ударившей по врагу в 1942-м, стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой", нон-стоп демонстрируемый в зале выставки. В США его в 42-м посмотрели 16 миллионов человек, в СССР было изготовлено 800 копий - советские документалисты показали миру, что фашистов можно бить. За фильм они получили "Оскар".

Среди артефактов на стенде, посвященном работе военкоров Великой Отечественной, лежит камера КС 1938 года, на которые и снимался этот фильм. Она весит, как "броник" современного военкора (и каска, и жилет тут тоже представлены), заряда камеры хватало секунд на 30, но операторы снимали по 4-5 секунд, набирая сюжеты. Можно представить, сколько склеек надо было делать на монтаже, чтобы получить связное повествование.

..."На нас не пожалели FPV-дрона, но один снаряд лег с недолетом, другой с перелетом, только осколки над головой просвистели". "Ты сидишь в зиндане, в яме, и видишь, что к тебе сбегаются мыши. И если ты десятка два их не передушишь - они тебя сгрызут". "Сначала мы выносили раненых, потом тянули пожарную магистраль в спортзал с мертвыми детьми... В общем, часа два не работали как журналисты". Военкоры, легко узнаваемые сегодня по ежедневным репортажам, рассказывают на выставке с мультимедийных экранов о своей работе в горячих точках последних 40 лет. О том, что никогда не будет снято на камеру, о своем журналистском кредо, об ошибках и их цене, об эмоциях и миссии военкора, а главное - о том, почему военкоры возвращаются на передовую...

Рассказать зрителю свои истории вслед за современными журналистами могли бы и фоторепортеры Великой Отечественной Евгений Халдей, Михаил Альперт, Дмитрий Бальтерманц, чьи редкие, отобранные по разным архивам снимки ты "перелистываешь" на световом панно в зале.

"Сегодня, когда помимо вооруженного конфликта в нашей стране разворачиваются "войны памяти", слово свидетелей истории должно быть услышано, - говорит куратор выставки Екатерина Аркалова. - Опыт военных журналистов необходимо сохранить, чтобы история не была переписана".