Сталинградский характер

Подполковник Гюрза рассказал о мужестве подчиненных и "боксерской" тактике атаки
Подполковник Гюрза - настоящий герой нашего Отечества, пусть и без Золотой Звезды на парадном мундире. Три ордена Мужества неофициально приравниваются к званию Героя России. А Гюрза совсем недавно стал кавалером третьей такой государственной награды.
Подполковник с позывным Гюрза старается воевать не числом, а умением.
Подполковник с позывным Гюрза старается воевать не числом, а умением. / Юрий Бородин

Сталинградская закалка

В армейском обиходе орден Мужества называют "Мужиком". Точнее не скажешь, ведь получают эту награду те, кто продемонстрировал смелые и решительные действия. Другими словами - проявил себя мужчиной во всех смыслах этого слова. Уроженец Дагестана подполковник Гюрза - из числа таких защитников Отечества. А еще - он настоящий патриот России.

Комбат признается, что еще с детства самым страшным ругательством для него было слово "фашист". А как иначе, если дед - фронтовик?

"Настоящую закалку дедушка получил в Сталинграде. Он рано ушел из жизни, но до конца своих дней вспоминал это великое сражение. С тех пор частичка того героического Сталинграда поселилась и во мне", - признается Гюрза.

Это в полной мере проявляется сегодня, ведь служит комбат в легендарном полку 20-й гвардейской мотострелковой дивизии, которая в зоне СВО входит в состав Южной группировки российских войск. Предшественницей этой части была 38-я (7-я гвардейская) мотострелковая бригада, личный состав которой в Сталинграде пленил фельдмаршала Паулюса и штаб 6-й немецкой армии.

Вера в командира

В зону спецоперации Гюрза попал не сразу. Костяк его батальона составляли военнослужащие по призыву, поэтому подразделение было назначено резервным. Офицер осознавал, что это - объективная отсрочка от отправки на передовую, но воспринимал ее очень болезненно. Рвался к товарищам, которые в этот момент сражались на Херсонщине. И вскоре там оказался.

Сказать, что было непросто, - ничего не сказать. Волгоградцы держали участок фронта протяженностью 12 километров. Неприятель всеми силами старался вернуть утраченные позиции. Складывалось ощущение, что и для тех, и для других здесь и сейчас наступил момент истины. В один из дней нашим удалось отбить три полномасштабных наступления.

"Вот тогда мои подчиненные в полной мере поверили в меня как в комбата. А я, в свою очередь, ощутил, что управляю единым военным организмом", - признается офицер.

Вспоминая те события, он начинает рассказывать не о себе, а о своих подчиненных. О том, как командир медвзвода старший лейтенант медицинской службы с позывным Док ночью сбил тогда еще "невиданную зверушку" - увешанный снарядами беспилотник "Бабу-Ягу".

Или как пулеметчик рядовой Мороз - из числа заключивших на три месяца контракт - даже после ранения, несмотря на приказ комбата, не уходил с позиции. "Командир, я не буду эвакуироваться. И одной рукой можно стрелять, а мой ПКМ здесь позарез нужен", - отвечал солдат.

В другой раз отличился начальник штаба батальона - капитан Кама: назначенный старшим штурмовой группы из четырех человек, он и его бойцы заняли хорошо укрепленный рубеж и несколько суток под артогнем противника удерживали этот важный для последующего наступления плацдарм.

"Гюрзинский бокс"

В Дагестане шутят, что если ты в каком-либо силовом единоборстве не вкусил чемпионства, то ты и не дагестанец вовсе. Гюрза тоже в молодости занимался спортом - тайским боксом, дойдя, к слову, до уровня кандидата в мастера спорта.

В зоне СВО офицер словно вновь проводит бесконечные спарринги. Не случайно ведь тактику его действий на линии боевого соприкосновения вышестоящее командование назвало "Гюрзинским боксом". Успех здесь - в непредсказуемости. Будет ли атака по врагу точечной и молниеносной или противник перед окончательным нокаутом будет изнурен множественными болезненными ударами с разных сторон, зависит от целого ряда обстоятельств.

Комбат учитывает все факторы. И принимает единственно верное решение.

Особенно успешно батальон Гюрзы, получивший статус штурмового, действовал после перемещения в ДНР. Волгоградцы отличились в боях в районе Марьинки.

Раз за разом военнослужащие выдавливали подразделения ВСУ из хорошо оборудованных в лесопосадках и населенных пунктах "опорников". Грамотно используя артиллерийскую поддержку и корректировку БПЛА, блиндажи и траншеи удавалось забирать предельно малыми силами.

Комбат подчеркивает, что противник нам противостоит серьезный. Его подчиненным приходится сражаться с подразделениями 79-й бригады - вояками очень коварными и отравленными бандеровской пропагандой. Они, к примеру, редко сдаются. Но причина тому - не высокий патриотический настрой, а боязнь российского плена. Почти каждый из военнослужащих ВСУ уверен, что в нашем плену он будет подвержен нечеловеческим истязаниям и унижениям.

"Все мы - дети России"

"Почему перед нами пасует противник? Да потому, что это люди без роду и племени, с испохабленной историей, подмененными традициями и понятиями. Открестились от своего, позарившись на чужое. А у нас - по-другому. В моем батальоне сражаются представители разных национальностей. Но все мы - дети России. Ее любим, за нее воюем. Будучи очень разными, мы едины. И в этом наша сила. Как в нашем гимне - "братских народов союз вековой",- обясняет офицер.

Бойцы 38-й бригады в Сталинграде пленили фельдмаршала Паулюса, а мы, глядишь, возьмем в плен командование ВСУ. Парни у нас в полку отчаянные

И со стороны противника вроде бы представлено пестрое "разнообразие" - помимо жителей Украины нам противостоят граждане других стран - наемники из разных уголков мира и военнослужащие НАТО. А вот единства в том строю не было и нет. В ВСУ, к примеру, используется принцип разделения: стрелки на карте в направлении к "перемоге" лихо рисуют западные военные советники, а "гениальные стратегические задумки" коряво воплощают украинцы, которых согнали с разных частей страны. Они же отправляются в провальные мясные штурмы, а прибавляют им в этом решимости заградотряды.

И Гюрза, и его боевые товарищи хотят не просто поскорее, а окончательно уничтожить гуляющий по Украине нацизм и национализм, чтобы нашим детям и внукам спустя десятилетия вновь не пришлось противостоять мутировавшей "коричневой чуме".

"Бойцы 38-й бригады пленили фельдмаршала Паулюса, а мы, глядишь, возьмем в плен командование ВСУ. Парни у нас в полку отчаянные - им это по плечу", - уверенно заявляет Гюрза.