В ЕК должны вынести вердикт, ударит ли такой запрет по российской экономике сильнее, чем по экономике ЕС, или все получится наоборот. Смысл этой идеи - запретить перегружать в Европе российский СПГ, отправляемый из Арктики или Балтики, на другие танкеры (иногда с перепродажей его другому собственнику) для последующей отправки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Чаще всего такая перегрузка происходила в Бельгии и во Франции.
При этом в ЕС, по-видимому, отказались от идеи немедленного полного законодательного запрета импорта российского СПГ. Вместо этого Совет ЕС принял 21 мая директиву, устанавливающую общие правила внутреннего рынка для природных газов, СПГ и водорода. В ней указывается, что с начала 2026 года ЕС может полностью запретить импорт природного газа и СПГ из России сроком на один год с возможностью его пролонгации, с одной стороны, и быстрого снятия этого запрета, если что-то пойдет не так, с другой. Фактически чиновники Евросоюза, наученные прошлыми ошибками, "подстелили себе соломки" на будущее. Но вернемся к перевалке.
Она важна для двух крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в Арктике - "Ямал СПГ", мощностью до 20 млн тонн в год, и "Арктик СПГ-2", мощностью пока 6,6 млн тонн в год (запущена одна линия производства из трех).
Как заметила в беседе с "РГ" директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, основной смысл перевалки российского СПГ в европейских портах - это увеличение оборачиваемости и без того дефицитных судов Arc 7, которые используются "Ямал СПГ" и будут эксплуатироваться "Арктик СПГ-2". Запрет на реэкспорт приведет к удорожанию доставки СПГ и снижению загрузки наших арктических заводов. Однако у этой проблемы есть решение: перевалка российского СПГ борт-в-борт в районе Мурманска и круглогодичные поставки СПГ по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении, что уже начал практиковать "НОВАТЭК".
Также перевалка в портах ЕС может быть востребована для отгрузки нашего СПГ со среднетоннажных проектов на Балтике, позволяя экономить на транспортировке, не продавая газ в Европу, перепродавать его через трейдеров с перегрузкой в портах ЕС. Но здесь влияние запрета будет значительно ниже. По Балтике ходят простые суда, а не ледового класса, просто танкерам с нашим СПГ придется доставлять груз непосредственно до покупателя или опять же совершать перегрузку борт-в-борт.
По словам Беловой, обсуждаемая в рамках 14-го пакета странами ЕС мера, с одной стороны, несколько усложнит жизнь российским заводам, с другой - подстегнет компании к поиску альтернативных решений. Гораздо более серьезными в этом смысле являются адресные санкции США, под которые уже попал целый ряд СПГ-проектов в России.
Для Европы запрет перевалки может иметь последствия не только с точки энергетической безопасности, но и торговли. Не случайно с просьбой оценить последствия в ЕК обратились две станы с крупнейшими экономиками в ЕС - Германия и Франция. На продаже не только российского, но и американского СПГ неплохо зарабатывают многие европейские компании.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, страны, которые участвуют в торговле российским СПГ, имеют серьезный вес и, очевидно, не хотят подорвать свой бизнес и свою энергетическую безопасность. Мы видим, что на дворе конец мая, хранилища в Европе заполнены, а цены на газ на хабах почти вдвое выше среднего уровня прошлого десятилетия.
Кроме того, запрет на перевалку приведет к увеличению масштабов физического свопа, когда больше российского СПГ будет поставляться на европейские терминалы и европейский рынок, а СПГ других поставщиков будет отправляться в Азию. Что тоже должно выглядеть странно для инициаторов санкций, поясняет эксперт.
О том, насколько нестабилен и разобщен, несмотря на декларируемое единство, европейский газовый рынок, говорит, например, сообщение, что Германия с июля увеличит надбавку за транзит газа сразу на 34% до 2,5 евро за МВтч, что усилит напряженность в отношениях с Австрией и Брюсселем. Причем Австрия напрямую заявляет, что эта надбавка делает невозможным отказ страны от российского трубопроводного газа, который просто оказывается дешевле, чем возможные поставки из других стран через западноевропейские терминалы СПГ и транзитом через Германию.
При этом на новые российские проекты СПГ в Арктике запрет перевалки может повлиять негативно. Едва ли китайских или ближневосточных инвесторов привлекут проекты, с которых СПГ придется возить в обход всей Европы и половины Азии. В этом свете становится очевидным, что для таких проектов самым лучшим исходом будет скорейший запуск круглогодичной навигации по СМП с возможностью перевалки на Камчатке и полное обеспечение необходимого грузопотока судами ледового класса.