От филолога до секретаря ЦК
Родился он 25 мая 1934 года в небольшом селе близ Бишкека - тогда еще Фрунзе. Его отец, Нурмат Кулматов, был призван в ноябре 1941 года в Красную Армию. Участвовал в битве под Москвой в составе 8-й Гвардейской мотострелковой дивизии - Панфиловской. Получил ранение, а после уже в составе другой группы был направлен под Ленинград. Эшелон, в котором перевозили солдат, был обстрелян фашистской авиацией... Место захоронения до сих пор не найдено.
Воспитание мальчика, как и многих детей военных лет, легло на плечи матери - Сакан. Трудилась она свекловичницей, но какой! Была награждена государственными наградами СССР - орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета".
- В годы детства мне, сироте военных лет, и в голову не приходило, что я когда-нибудь стану дипломатом, - рассказывает Кенеш Кулматов. - Само это слово представлялось таким далеким от суровой действительности, которая тогда меня окружала. В 1941 году отец ушел на фронт, в 1943-м - похоронка. Так я, 8-летний мальчик, остался единственным мужчиной в семье.
В 1955 году Кенеш Кулматов окончил филологический факультет Киргизского государственного университета по специальности "учитель киргизского языка и литературы". Будучи активным комсомольцем, он стремительно продвигался и по партийной линии. Начав инструктором отдела школ и учащейся молодежи ЦК Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Киргизии, в 1973 году назначен секретарем ЦК Компартии республики и пробыл в этой должности 10 лет.
Наряду с политикой Кулматов увлекался и наукой. В своих исторических экскурсах он изучал и анализировал путь кыргызского народа после присоединения к России, в составе СССР и после обретения государством суверенитета. Задавался и вопросами влияния глобализации, а также американизации национальных культур.
Неожиданное предложение
А что же дипломатия? В 1983 году Кенеша Кулматова срочно вызвали в Москву. Там его уже ждал Степан Червоненко, занимавший в ту пору должность заведующего отделом загранкадров ЦК. Он сообщил о решении партии задействовать кыргызского специалиста в дипломатической работе.
- Получил согласие на то, чтобы посоветоваться с женой, - вспоминал позже Кулматов. - Она чуть ли не в слезы: завершает докторскую, необустроенные дети, а тут такой крутой поворот. Моя жена Сакен Кыдыралиева - юрист по образованию и, кстати, однокашница Михаила Горбачева по юрфаку МГУ. Она долгие годы работала в системе судебных органов Кыргызстана.
Взвесив все "за" и "против", Кулматов согласился работать в новом для себя направлении. Его зачислили слушателем Дипломатической академии МИД СССР по так называемому спецнабору. Учеба проходила в окружении высочайших профессионалов, прекрасных специалистов и талантливой молодежи. И он хотел быть с ними на равных. Школу дипломатии до него уже прошел ряд представителей Кыргызстана. Но именно он, Кулматов, стал первым среди них Чрезвычайным и Полномочным послом СССР. Сначала - в Шри-Ланке и Мальдивской Республике. Потом - в Королевстве Непал. Затем - послом по особым поручениям МИД СССР, а уже после распада Советского Союза он представлял Россию в Танзании.
На работу в МИД Кулматова принял глава ведомства Андрей Громыко. И он же, но уже в качестве председателя Верховного Совета СССР подписал указ о назначении. Кстати, практически в то же время Михаил Горбачев предложил Кенешу Кулматову ни много ни мало возглавить Кыргызскую Республику. Но тот уже получил агреман в Шри-Ланке и от высокой должности отказался. Второй раз шанс занять этот пост появился в 1990 году, когда на юге Кыргызстана разразились трагические события. Но Кулматов, уже долгое время отсутствовавший на родине, решил, что назначение человека "со стороны" было бы ошибкой.
В России оценили по достоинству
Писать о рабочем, творческом и жизненном пути Кулматова на самом деле очень сложно. Так много было событий, таких высот он достиг, столько трудностей перенес с достоинством, такие потрясающие люди влияли на него, а он на их судьбы...
Доктор исторических наук, профессор, научный руководитель 17 кандидатских и четырех докторских диссертаций, в том числе экс-министра МИД КР Аликбека Джекшенкулова и экс-депутата Жогорку Кенеша КР Каныбека Иманалиева. Автор более ста научных работ и пяти монографий, на которых до сих пор воспитываются российские дипломаты. Выдающейся называют и работу Кулматова в Институте актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ в должности проректора по научной работе. Собственно этим - подготовкой российских дипломатических кадров - наш юбиляр и завершил свою карьеру.
Чтобы перечислить его награды, и вовсе понадобится отдельная публикация. Назовем некоторые: два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, орден "Знак Почета", почетная грамота МИД России, за особые заслуги перед государством и народом Кыргызстана награжден орденом Манаса III степени.
Кенеш Кулматов не просто был знаком, но и тесно общался с Андреем Громыко и другими главами советского МИДа - Эдуардом Шеварнадзе, Евгением Примаковым, Игорем Ивановым, Сергеем Лавровым.
- Удивительный человек, - писал о Кулматове один из его бывших подчиненных Аскар Жумагулов. - Образец для подчиненных во всем. Мы буквально копировали, как он одевается, какую стрижку делает, как умело подбирает под рубашку галстук, как всегда образцово выглядит. Для нас, ребят, выросших преимущественно в деревне, это было очень важно. Он даже и не подозревал, насколько. В России его оценили по достоинству, ну а республика потеряла такого перспективного руководителя. Его очень не хватает стране...
Кстати
На XIV съезде ВЛКСМ в 1962 году строительство Токтогульской ГЭС было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Мало кто знает, что идея принадлежит Кенешу Кулматову - делегату от Киргизской ССР. В ходе обсуждения проекта он, взяв слово, выдвинул такое предложение экспромтом. Буквально через несколько минут после выступления его пригласили в ЦК КПСС, где задали уточняющие вопросы: кому принадлежит идея, почему изначально не внесена в повестку съезда? А потом активного комсомольца завели к самому Никите Хрущеву. Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР похвалил кыргызстанца за идею, после чего и было принято постановление съезда.