Огромный учебный полигон я нашла возле станции метро "Нагорная". Принадлежит он школе "Мосгортранса", которую столичные власти открыли, чтобы снизить аварийность на дорогах столицы. Ездить на мотоциклах тут учат с 5 лет. Как раз в таком возрасте впервые сел на байк Даниэль Федосенко, которому сейчас уже семь лет. "У нас есть друг, который летом приезжает к нам в гости всегда на мотоцикле. Однажды он предложил сыну прокатиться, - вспоминает мама Даниэля Людмила. - Я увидела, как загорелись глаза ребенка, и поняла, что рано или поздно он сядет на мотоцикл. Поэтому мне не оставалось ничего другого, как отдать его в мотошколу. Чтобы быть уверенной, что он не растеряется, когда окажется в таком оживленном транспортном потоке, как в Москве".
Людмила записала Даниэля на пробное занятие. "И вот уже два года каждую неделю мы ходим на занятия. Сын стал одним из лучших в мотошколе, участвует во всех соревнованиях. Теперь уже и я подумываю сесть в седло", - призналась женщина.
Новичков в школе учат правильно сидеть на мотоцикле, вписываться в повороты и работать с газом. В среднем за год в школе проходит около восьми тысяч уроков. С начала этого года ее выпускниками стали 230 человек, из которых свыше 70 - дети. Неожиданно много для меня среди байкеров оказалось женщин - 40% учеников в возрасте от 25 до 35 лет. Но немало и старше 50. Одна из них Елена Анатольевна Кравец. "Когда женщина реализовалась, создала семью, воспитала детей и внуков, достигла высот в работе, ей хочется обратить внимание на себя и на хобби, которые могут подарить вторую молодость, - рассказала она, как оказалась в седле байка. - Мотоцикл - это масса эмоций, драйв, новые знакомства и путешествия". Раньше, признается Елена Анатольевна, все ее внимание было обращено на семью: "Но гонять на мотоцикле я мечтала всегда и счастлива, что мечта сбылась - в мотошколе я получила права. Гоняю по городу, путешествую с мотоклубом, словом, наслаждаюсь жизнью".
"Сезон у мотоциклистов - 5-6 месяцев в году, когда погода позволяет управлять двухколесным транспортом. Остальное время - межсезонье, за время которого навыки и реакция притупляются. Чтобы после зимы выехать на дорогу безопасно, следует постоянно поддерживать уровень вождения и быть готовым к нестандартным ситуациям", - рассказал Сергей Писаренко, директор мотоклуба "Красная площадь".
Тренировки в мотошколе идут круглый год. Что интересно: много времени им уделяют и опытные мотоциклисты, за плечами которых тысячи километров. Каждую неделю они собираются по 4-5 человек и занимаются комплексом пилотажных упражнений. "Отработанные до автоматизма навыки на дороге могут спасти чью-то жизнь", - объясняет Сергей Писаренко.
Опытных байкеров часто приглашают на встречи со школьниками. Вместе с ребятами они разыгрывают возможные ситуации, которые могут поджидать в пути. "У байкеров есть культура вождения. Это не только умение управлять мотоциклом, но и взаимоуважение с другими участниками дорожного движения. Профессионала легко вычислить - его отличает неконфликтное поведение на дороге", - добавил Сергей Писаренко.
В мужской и женской раздевалках полные комплекты экипировки: сетчатые куртки-"черепахи" с защитным панцирем на груди и спине, жесткие наколенники на липучках, перчатки и шлемы. Прежде чем выйти на мотодром и сесть на мотоцикл, надо подобрать свой размер, тратиться на собственную экипировку необязательно. В первый раз в этой форме неудобно, но через пару занятий все привыкают, заверяют инструкторы. В огромном крытом зале на полу щебеночно-мастичный асфальт - как на дорогах столицы. И это не случайно: с первых уроков надо привыкать к дорожному покрытию города. От ударов при заносах спасают мягкие маты вдоль стен.
Моторы ревут, слышны только команды инструктора: "Отпускай сцепление! Поворот! Тормози!" Одни объезжают препятствия, другие - петляют по начерченным на асфальте кругам и объезжают оранжевые пластиковые конусы. Так учат разным дисциплинам, например джимхане - скоростному маневрированию и базовому эндуро - езде по бездорожью. Размер территории, кстати, позволяет имитировать самые разные дорожные условия: дождь, грязь, неровную трассу, гравий, песок, старт и спуск с эстакады, заезды и съезды с бордюров, трамвайные рельсы...
По словам главного роуд-капитана мотоклуба "Красная площадь" Сергея Доброхвалова, маневрирование на малых скоростях, правильное управление мотоциклом на поворотах, экстренное торможение, владение рулем и соотношение перераспределения тела при маневрах очень сложно отработать в городе, а на специальной площадке в полной экипировке абсолютно безопасно и эффективно. Среди байкеров ходит шутка: "Байкер, как и сапер, ошибаться не должен", в которой много смысла.
Справка "РГ"
В школе можно подготовиться к сдаче экзамена на категории А1 и А: первая дает право ездить на байке с мощностью до 125 кубических сантиметров с 16 лет, вторая - на более серьезных мотоциклах с 18. Для юных байкеров (с 5 лет) есть курс из 10-часовых занятий, а также открыта детская секция. Записаться на занятия можно по телефону: +7 (910) 499-40-02. Занятия платные (от 3 тыс. рублей) и проходят индивидуально с тренером.
Татьяна Малышева,
советник по внешним связям и развитию мотоклуба "Красная площадь":
Нынешние мотоклубы не просто сообщества по интересам, а часто во многом дружеские семейные объединения. Вот мы с мужем и двумя детьми состоим в клубе уже 10 лет. Путешествуем по разным городам, участвуем в мотофестивалях и парадах. И в этом году планируем проехать 15-20 тыс. км по всей России. Среди нас люди разных профессий. К примеру, я - психотерапевт, мой муж - айтишник, а есть еще юристы, медики, экономисты, строители, артисты.