Центр возник не с чистого листа - общественное движение существовало порядка 30 лет, его участники одними из первых вошли в Ассамблею народов РТ.
Людмила Даниловна, почему ваш центр носит имя Якова Емельянова?
Людмила Белоусова: Родина кряшен - Татарстан, но во времена Российской империи они расселялись по всей стране. Например, челябинские кряшены когда-то выехали из Бакалинского района Башкортостана, а туда они переселились из Мензелинского уезда Татарстана. Яков Емельянов - первый кряшенский поэт, который родился 175 лет назад в Рыбной Слободе недалеко от Казани. С него началась народная поэзия кряшен, он нам очень дорог, и поэтому центр носит его имя.
Чем занимается ваш центр?
Людмила Белоусова: В первую очередь просвещением и организацией массовых мероприятий, в том числе для молодежи. Каждый год в Петров день в череду праздников народов Татарстана проводится большой республиканский фестиваль кряшенской культуры "Питрау". Сегодня у нас для этого есть хорошие возможности.
В республике общественное движение кряшен имеет отделения в 20 районах. Самые массовые в Мамадышском, Заинском и Елабужском. Ежегодно мы принимаем гостей из Самарской и Челябинской областей, из Красноярского края, Удмуртии, Башкирии и Марий Эл. Кстати, недавно наш коллектив "Тумар" представлял кряшен на молодежном фестивале в Москве.
Каждый год бывает этноязыковая смена детского кряшенского лагеря "Айбагыр". Уже более десяти лет проводится детский фестиваль "Рождественская звезда". Начинался он весьма скромно, а сегодня проводим его по зонам и на гала-концерт приглашаем победителей из районов в Казань.
В кряшенской культуре, как легко заметить, языческие традиции легко совмещаются с православными праздниками.
Людмила Белоусова: Если посмотреть на исконный кряшенский календарь, то видно, что он имеет природную основу. Православный праздник Троицы - "Торойсын" - одновременно день окончания весенне-полевых работ. Из глубокой древности пришел День летнего солнцестояния, когда лето переваливает за свою вершину и начинает движение к осени. Сегодня это Петров день - "Питрау". До Петрова дня нельзя собирать ягоды и косить сено, это своего рода народный экологический закон. Осенний праздник Покрова - "Покрау" - знаменует собой завершение сбора урожая, подведение итогов сельскохозяйственного периода. В этот день пекут пироги, сватаются, играют свадьбы.
С каждым праздником связан свой обряд?
Людмила Белоусова: Да, он имеет большое значение для жизни общины. Например, перед Троицей жители деревни идут в лес, находят две рядом растущие березы. Их венчают между собой как юношу и девушку, повязывают ленточки, у корней закапывают куриное яйцо. И эти двое должны принести в деревню урожай.
Немного позже среди жителей деревни выбирают двух юношей из полных, хороших, по мнению общины, семей, и они вместе с другими жителями идут к березам, срубают их и приносят в деревню. В деревне вокруг них устраивается народное гуляние. Молодежь с березовыми ветками обходит всю деревню, и возле каждого дома их ждет накрытый стол и какой-нибудь подарок.
Завершается праздник жертвой. Срубленные березы бросают в реку, чтобы летом были дожди и поля дали хороший урожай. Если возле деревни реки нет, березы оставляют на краю засеянного ржаного поля. При этом самый уважаемый человек из общины произносит молитву, в которой просит небеса о солнце и тепле, о своевременных дождях и милости Божией.
Обычаи в каждой кряшенской деревне одинаковы или разнятся от местности к местности?
Людмила Белоусова: В нашу культуру вплелись элементы культуры тех народов, рядом с которыми живут кряшены. Например, у кряшен Менделеевского и Кукморского районов есть заимствования от удмуртов, молькеевские кряшены, компактно проживающие в Кайбицком районе, что-то взяли от чувашей. У Бакалинских кряшен в говоре и одежде есть башкирские мотивы.
Но, наверное, есть общие стержневые моменты?
Людмила Белоусова: Несмотря на то что кряшены проживали в разных местах, сохранились общие традиции в одежде. Например, статус женщины-кряшенки определялся по головному убору. Незамужние девушки носили головной убор - калпак с бахромой, так называемый калпак-чачак. Они заплетали одну косу и заправляли ее в накосник. Когда девушка выходила замуж, подружки ей заплетали уже две косы, которые обматывали вокруг головы, потом надевали головной убор "меленчек", скрывающий волосы полностью, затем женский головной убор "суреке", а поверх - обрядовое покрывало.
Это покрывало было квадратным, но называлось оно "тугерек жаулык", то есть "круглый платок". Круглый - означало полноценный, совершенный. Этот платок оберегал будущего ребенка от сглаза, невесту - от всего плохого. Женщина носила этот платок до рождения ребенка и только потом снимала. Внутри платка с изнанки обязательно вышит оберег - узор дерева жизни.
Красный, желтый и черный цвет - отличительные особенности кряшенского костюма. И, конечно, монеты были обязательным элементом одежды, шейных украшений, которые называются "тамакса", "тушлек". А перевязи назывались "хэситэ", "кэсилэ". Для изготовления использовалось серебро. Считалось, что темные силы боятся звона серебра, играющего роль оберега и указывающего на состоятельность семьи невесты.
Возможно ли все это сохранить в музеях?
Людмила Белоусова: С музейными помещениями сегодня у нас большая проблема. В деревнях пока еще есть интересные вещи, в том числе и элементы одежды, но все это хранится в бабушкиных сундуках. Если вопрос со специально обустроенными музейными помещениями не решится, мы начнем терять уникальные экспонаты кряшенской материальной культуры. Я надеюсь на государственную помощь в этом вопросе, ведь это культура, имеющая большое значение для понимания всей истории развития Поволжья.