В Башкирии молодежь обучают правилам ситуационной помощи инвалидам по зрению

Встречая на улице пешеходов с белой тростью или идущих в сопровождении собаки-проводника, наверное, каждый, кто способен сопереживать, хоть раз пытался помочь им перейти улицу, не наткнуться на препятствие. И ловил себя на мысли, что незрячие люди не всегда адекватно воспринимают подобный порыв души. Все потому, что помогать надо правильно.
Из личного архива Назили Давлетхановой

Именно этому обучает на специальных выездных мастер-классах команда единомышленников, которая сформировалась при Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых им. Макарима Тухватшина. Энтузиасты ездят по школам и колледжам и наглядно демонстрируют юношам и девушкам, как поступать в той или иной ситуации, чтобы помочь инвалидам по зрению.

Идею подал Руслан Шайхуллин - член общественного совета при республиканском министерстве семьи, труда и социальной защиты населения, сам инвалид по зрению. Он же руководит мастер-классом.

- Как-то приятель спросил, узнав про нашу деятельность по организации в учебных заведениях таких мастер-классов, зачем мне это нужно, - рассказывает Руслан Шайхуллин. - Ну раз даже человек, знающий меня и мои сложности со зрением, задает такие вопросы, значит, и ему не совсем понятны наши трудности. А все очень просто. Если в результате нашей работы даже одному слепому или слабовидящему будет оказана помощь теми, кто участвовал в нашем мастер-классе, то цель достигнута. Очень надеюсь, что 2024 год, объявленный главой Республики Башкортостан Радием Хабировым Годом заботы о людях с ОВЗ, позволит качественно изменить жизнь людей с инвалидностью. Только вдумайтесь в слова: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Реальность у каждого своя, не отказывайтесь помогать ближнему.

За два года мастер-классы провели в учебных заведениях Стерлитамака, Салавата, Благовещенска и Уфы.

Как рассказала заведующая отделом каталогизации и развития библиотеки для слепых Назиля Давлетханова, для мастер-классов выбран формат интерактива, близкий молодежи.

- Ребята легко включаются и на простых бытовых примерах узнают про другую реальность, о том, что слабовидящие такие же люди, как они, и говорят на том же языке, вот только чтобы правильно понять обстановку, им нужно чуть подробнее рассказать, описать или помочь сопроводить. Организаторы объясняют на примерах, что это просто, а еще - зачтется как благое дело.

Так, тифлопедагог, тьютор, опытный спикер Юрий Панчишин на практике показывает, как нужно вести себя с незрячими людьми на улице, в магазинах, библиотеке. О себе, шутя, говорит, что он "сталкер", проводник из мира зрячих в мир слепых и обратно. Преподает в ссузах и вузах в Стерлитамаке, а также учит ориентировке с белой тростью, пользованию смартфоном вслепую. Помогает социализироваться и реабилитироваться слепым и слабовидящим детям и взрослым. Делает это легко и играючи, ведь сам имеет инвалидность 1 группы по зрению.

Фото: Из личного архива Назили Давлетхановой

Большой интерес у ребят всегда вызывает собака-проводник. Участники мастер-класса получают практические навыки сопровождения незрячего с собакой-поводырем. Соруководитель клуба владельцев собак-помощников РБ "Актырнак" Гузель Хасанова рассказывает ребятам о своем четвероногом проводнике, знакомит с его спецамуницией. Ее собака Андора имеет "высшее образование" и знает, как помогать слепым людям, четко выполняя команды. Их пара - одна из лучших в России по результатам различных конкурсов.

- Я рассказываю о деятельности Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых, которая с 2020 года носит имя Макарима Хусаиновича Тухватшина - Отличника просвещения РСФСР, создателя башкирского рельефно-точечного шрифта, - говорит Назиля Давлетханова. - Библиотека является единственным во всей стране издателем книг рельефно-точечным шрифтом на башкирском языке. Помимо тифлоиздательского комплекса по производству брайлевских книг, в библиотеке есть студия звукозаписи по выпуску "говорящих" книг. Библиотека уникальная: в ее фонде более 280 тысяч изданий на различных носителях, для незрячих сотрудников созданы автоматизированные рабочие места, оснащенные необходимым тифлооборудованием, есть единая локальная сеть и веб-сайт в Интернете. Это библиотека с надомным и заочным абонементом, развита широкая сеть подразделений по всей республике, работает методический центр по обслуживанию инвалидов всех категорий. Библиотека имеет три филиала - в Белорецке, Белебее, Стерлитамаке. Но это не просто библиотека, а полноценный центр социально-культурной реабилитации незрячих и слабовидящих.

Фото: Из личного архива Назили Давлетхановой

- На выездных мастер-классах мы знакомим слушателей с системой чтения и письма Брайля, с рельефно-точечными книгами и рассказываем об уникальном квесте "Прогулки в темноте", который проводим в библиотеке, - продолжает Назиля. - Это познавательная игра для школьников и студентов, во время которой они на себе испытывают то, что чувствуют незрячие люди. Например, как жить в полной темноте.

Чтобы понять это, нужно не просто представить, а именно погрузиться в их мир. Квест-игра проводится на пяти интерактивных площадках. Четыре из них темные и одна - светлая. На каждой выполняются несложные задания, помогающие понять мировосприятие незрячих людей. Все участники надевают маски и погружаются в мир ощущений, запахов и слуха.

Под руководством библиотекарей они самостоятельно преодолевают пространство помещений, познают его и ориентируются в нем без помощи глаз. Звуки, голоса, запахи, тактильные ощущения - все это предоставлено в распоряжение тех, кто хочет получить более полную картину жизни незрячего человека.

Полезная книжка

Правила общения с инвалидами с нарушениями зрения:

Нарушение зрения имеет много степеней. Помимо тотально незрячих, есть инвалиды с остаточным зрением, некоторые могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснять и учитывать при общении.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Представляя незрячего зрячему и наоборот, подскажите, в какую сторону человек должен повернуться.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Обычно инвалид по зрению хорошо слышит.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выйти на нужный путь.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

В разговоре с незрячими не избегайте выражений, основанных на визуальных впечатлениях. Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать. Избегайте выражений "Пощупайте", "Я отведу вас". Лучше будет: "Посмотрите", "Я схожу с вами" и т. п.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, а также выражений вроде: "Ручка находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Ручка находится слева от вас". Употребляйте слова "справа", "слева", "впереди" и т. д. Слово "там" ничего не означает для незрячего человека.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с ними.