Взаимовыручка помогла жителям Орска пережить крупнейший за столетие паводок

Размытые дороги и трамвайные пути, перевернутые конструкции детских площадок, горы мусора и усталые взгляды людей. После того, как большая вода ушла из Орска, город уже не напоминает трагично-романтичную Венецию, по каналам которой снуют цветные лодки местных жителей и мощные амфибии спасателей, а на крышах пестрых домов вместо флюгеров красуются сбежавшие от стихии кошки. В сухом остатке - объединившая всех беда.
От дома многодетной Анны Гербер вода еще не ушла.
От дома многодетной Анны Гербер вода еще не ушла. / Ирина Чечурина/РГ

Новые люди старого города

5 апреля 2024 года стало трагичным днем для Орска. После прорыва дамбы, которого, как водится, никто из власть предержащих не ожидал, вода затопила значительную часть города. В одночасье десятки тысяч человек потеряли свое имущество, дома, машины и ...надежду. Большинство жителей Старого Орска сегодня живут на съемном жилье (аренда подорожала за месяц в 2-2,5 раза). Те, кому идти некуда, спят на раскладушках (кроватей и матрасов по-прежнему не хватает) на вторых этажах, хотя и тут сырость и плесень.

Признаю, что народ в Орске отзывчивый. Кто-то бесплатно пускает соседей в пустующие квартиры, кто-то теснит свои семьи. А вот начальник пожарной части N10 Александр Тряпицын, которого мы встретили, проходя вдоль затопленных домов, весь паводок спасал людей на своей лодке. "Настоящий герой, он помогал многим воду откачивать из домов, а потом и пожары тушил, когда от замкнувшей от сырости проводки горели дома", - представляют местные бравого офицера. А тот реагирует смущенно: "Да что там, все же в одной лодке".

"Смотрите сами, - приглашает в дом пенсионер Алексей Бестужев, - да только смотреть можно сквозь слезы". Отмечаю по уцелевшим обрывкам, как со вкусом были отделаны комнаты, даже занавески одним рисунком с обоями. "Это все покойная жена подбирала, теперь я один, - рассказывает пенсионер. - Вот новый котел купил со скудных средств, мерзну в сыром помещении, болею". А от дома многодетной семьи Анны Гербер на улице вода еще не ушла, задержавшись многоголосым лягушачьим прудом по самые окна. "И как жить тут с ребенком-инвалидом?" - повторяет женщина вопрос, который многократно задавала местным чиновникам. Не проще ситуация и у Зары Алхановой, ей через неделю рожать третьего ребенка. Просит, чтобы пособие, которое семьи пострадавших по решению губернатора получают на детей, дали и на ее будущего сына: "Все собранное унесло водой". Понимая, что деньги бюджет дает только на живущих, думаю, как помочь. Решить проблему взялась депутат Заксобрания Оренбургской области Екатерина Калегина. "На момент паводка в схожей ситуации было 90 рожениц. Женщины со слезами в такой-то радостный час рассказывали мне, что берегли многие вещи от старших детей, а для младенцев теперь ничего нет, - рассказывает Екатерина. - Наш благотворительный фонд всех их обеспечил тогда комплектами для новорожденных. Люди должны помогать друг другу".

Гуманитарка для избранных?

Когда вода только пришла в город, продукты, воду и предметы первой необходимости раздавали всем, не спрашивая документов. Часто добровольцы, приезжавшие в затопленный регион со всей страны, раздавали их прямо с бортов КАМАЗа. Спустя месяц ситуация изменилась. "Чтобы получить гуманитарку, звоним на горячую линию "122", а там отвечают, что теперь она только по заявкам неимущим, - рассказывает одна из орчанок. - Но ведь любой человек, если он после потопа остался с машиной (в лучшем случае) и мобильным телефоном в руках, стал незащищенным".

На это замечание в мэрии уточнили, что вопросом гуманитарной помощи они не занимаются. Это прерогатива депутатов, партий, благотворительных фондов. И они эту работу ведут постоянно. А то, что процесс ввели в систему, считают правильным, поскольку были случаи, когда люди на дорогих машинах приезжали и брали бесплатные вещи, а истинно нуждающимся не хватало.

Впрочем, доступ к бесплатной помощи все же есть не только у нуждающихся "по документам". В поселке Приуралье, что под Оренбургом (уже по названию ясно, что все его новые коттеджи в паводок ушли под воду), мы забрели в один из таких пунктов. На идею заглянуть в стеклянный ангар натолкнули выходившие оттуда люди, груженные пакетами с одеждой. Внутри нас встретили те самые пострадавшие "селяне", которые вот уже второй месяц собирают из разных регионов вещи и раздают их всем нуждающимся, не спрашивая паспортов. Все аккуратно рассортировано по группам - для детей до года, от двух до пяти, беременных... Организатор этого благотворительного проекта Ирина Кладовая рассказала, что помещение бесплатно им предоставил застройщик поселка. Когда большая вода пошла, люди сносили сюда домашнюю технику и вещи. А потом тут развернули пункт выдачи гуманитарной помощи. В соседнем помещении весь период ЧС бесплатно кормили спасателей. "Потребность в такой помощи сегодня не только не уменьшилась, но и возросла, ведь люди пытаются собрать утраченный гардероб, сушат и приводят в порядок свои дома, а потому выдаем бесплатно на время раскладушки, тепловое оборудование, заброды. Если раньше эти резиновые костюмы были нужны, чтобы зайти в подтопленный дом, то теперь - для санобработки помещений", - говорит Ирина. Сколько будет функционировать этот "ангар милосердия"? "Столько, сколько людям нужна будет наша помощь", - уточняет хозяйка.

Вал объединения

Случаев, когда люди решали в наводнение свои проблемы, не дожидаясь помощи властей, множество. Вот лишь один из примеров, ставших историей федерального масштаба, хоть и произошло это в поселке под Оренбургом. В апреле этого года, когда в областном центре объявили ЧС из-за небывалого паводка, более 500 жителей комплекса "Петровский" своими силами построили дамбу и спасли от затопления более 300 коттеджей и 8 многоквартирных трехэтажных домов. Нынче вроде бы и паводок миновал, и имущество спасено, можно уже расслабиться на "гидротехнической" почве. Но оказалось, что жители готовятся к новому паводку. Об этом рассказал один из инициаторов "акции спасения" Иван Черноморец, когда я приехала в поселок, чтобы посмотреть, как он восстанавливается после "наводнения".

Оказывается, каждую весну, даже при некритичном уровне реки Урал, что в двух километрах отсюда, территорию Петровского заливает талыми водами с полей, поскольку ни застройщик, ни местная администрация не позаботились о водоотведении. А посему жители уже прорыли в своей дамбе тоннели, чтобы талый снег уходил в сторону. "Если же уровень воды в реке вновь будет критичным, придется их вновь засыпать. Работать, таким образом, система будет по типу шлюзов", - поясняет Иван. Напомню, что когда 8 апреля появились первые сообщения, что ЖК находится в зоне подтопления, то все его жители приняли решение не уезжать, а спасать свои дома от воды. Личной техникой везли глину, выгребали грунт с придомовых участков. Для прочности дамбы даже срыли свою засыпную дорогу. Но поселок, когда по соседству все ушло под воду, выстоял. "Никаких смет мы тогда не делали. Понимали, что рискуем и домами, и всем имуществом, - поясняет Иван. - Потом уже посчитали, что каждой семье дамба обошлась в 15 тысяч рублей. В сравнении с тем, что сохранили - крохи".

Лодка судного дня

Если власти бьют проблемы по хвостам, это точно не прибавляет им авторитета. Но и жители часто сами усугубляют ситуацию, полагаясь на авось. Дома-то у многих орчан не то что не были застрахованы, но часто и недооформлены. Купили, скажем, у прежних хозяев избушку, обложили кирпичом, возвели просторный пристрой, да только новые метры на учет не поставили, а значит, и на госпомощь за их утрату рассчитывать не могут. Особенно отчетливо эта проблема встала в орских СНТ, которые начинаются в 15 минутах ходьбы от мэрии. Большая часть домов в них несмотря на то, что люди живут там круглогодично, не оформлена как жилые.

Но после потопа, как говорится, веслами не машут. Кстати, одним очень аллегоричным наблюдением поделился со мной местный житель Алексей Попов, когда мы прогуливались по недавно освободившемуся от воды детскому пляжу у моста через Урал. "Видите вон тот памятник, лодка на столбе выше человеческого роста, тут лодочная станция рядом. Я называю его "Лодка судного дня". Когда она находится на воде, а так и случилось 4 апреля, то надо бежать. А когда под водой - уже всемирный потоп, что и случилось 5 числа", - прокомментировал собеседник. Кстати, местные жители, а тут каждый второй - рыбак, утверждают, что в прежние годы Ириклинская ГЭС всегда начинала сброс воды с февраля, а то и с декабря, чтобы не переполнять водохранилище. Зачем копили воду в этом году, неизвестно. Глиняная дамба, в разломах которой видно лишь малое количество прочного доломита, этого не выдержала. Теперь ее обещают реконструировать по современным технологиям. Паводок покажет...

Справка "РГ"

Восстановление пострадавшей от паводка Оренбургской набережной начнут в ближайшие дни. В Орске знаковые общественные пространства тоже восстановят. На парк Строителей и сад Шевченко облбюджет уже выделил 250 млн рублей.