Владимир Петрович, вы автор трех вокзалов на БАМе. Какой из них ваш любимый?
Владимир Авксентюк: Работая в проектном институте Сибгипротранс, который проектировал бурятский участок БАМа, я был назначен главным архитектором этого участка. Опыт уже был, так как до этого я был главным архитектором железнодорожной линии "Тюмень - Сургут", "Сургут - Нижневартовск", был автором вокзалов, в том числе вокзала в Тобольске, Сургуте и Нижневартовске. За проектирование Тобольского вокзала я был награжден премией Ленинского комсомола в области архитектуры. В журнале "Смена" писатель Борис Полевой написал: "Для жителей Тобольска вокзал на великой северной магистрали - символ прогресса, олицетворение будущего Сибири. Берусь об этом судить, поскольку объехал не один десяток стран, сотни городов у нас и за рубежом. Могу засвидетельствовать: Тобольский вокзал один из самых ярких и своеобразных.
БАМ называли всесоюзной стройкой, и это не просто красивые слова - участки магистрали строили города, в том числе Новосибирск. БАМ возводили лучшие архитекторы, строители, художники, и Новосибирск был очень мощным участником этого важнейшего процесса, этой огромной стройки, на которую работала вся страна. На БАМ направляли лучших строителей, поселки проектировали новосибирские архитекторы. Новосибирск обеспечивал стройку всеми необходимыми материалами. Это яркая страница истории Новосибирска, которой нужно гордиться.
На Бурятском участке, кроме сибиряков, работали эстонские и литовские архитекторы - тогда они считались элитой. Я сумел найти с ними общий язык, и мы создали архитектурный ансамбль вокзалов бурятского участка БАМа. Я автор трех из них, мой любимый - вокзал в Северобайкальске. Он просматривается на фоне Байкала, и очертания здания передают образ, который позже местные жители назвали "байкальской волной" - мне хотелось, чтобы каждый, кто приезжает сюда, сразу почувствовал, что он на Байкале. Вокзал - визитная карточка города, и по своей природе не может быть типовым. А железные дороги для пассажиров являются фасадами страны. В Северобайкальске, мне кажется, это удалось - и сегодня жители говорят: "У нас две достопримечательности - Байкал и вокзал".
Второй - это вокзал на станции Тунгала. Он стоит на вечной мерзлоте, и было решено ее сохранить, приподняв здание. Организовать летний зал ожидания для пассажиров. Проект этого вокзала получил диплом Союза архитекторов СССР и привлек внимание датских архитекторов на моей персональной выставке в Дании.
А за третий вокзал, которым кончается магистраль, я получил Госпремию РСФСР. Это станция, названная в честь революционера Павла Постышева, в народе прижилось название Постышево. Мне хотелось достойно завершить БАМ, передать пафос этого строительства, этого подвига, и поэтому здание торжественное. Я очень надеюсь, что магистраль будет развиваться, и в тот же Северобайкальск поезд будет ходить не раз в сутки, как сейчас, а гораздо чаще.
..."Золотые" панели, крыша, повторяющая форму гор - невероятная красота вокзала в Постышево. Туристы смотрят на этот шедевр, разинув рот. Почему сегодня так не строят?
Владимир Авксентюк: Раньше мы строили для народа, а сейчас - для заказчика-инвестора. Его больше интересует арендная площадь здания, чем его облик. В то время в архитектуре был синтез искусств. И в смету можно было закладывать до десяти процентов от стоимости объекта на художественные работы. И с новосибирским художником Юрием Катаевым мы на станции Постышево сделали рельеф на тему БАМа и памятник Постышеву. Сейчас это очень проблематично, и архитектура часто становится бездушной, безликой. Я в своих проектах старался учитывать национальные особенности восприятия красоты.
При подготовке этого материала выяснилось, что когда-то поразивший датчан вокзал на станции Тунгала пришлось снести несколько лет назад. Сейчас там типовая станция. Как сообщалось, вокзал, приподнятый над вечной мерзлотой, погубили грунтовые воды.
Байкало-Амурская железная дорога имеет общую протяженность 4324 километра. Проходит в 600-800 километрах к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Большая часть БАМа проложена в зоне вечной мерзлоты. Рельсы пересекают одиннадцать полноводных рек и проходят через семь крупных горных хребтов. Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974-1984 годы.
Современная история БАМа началась в 2013 году, когда был утвержден план создания Восточного полигона железных дорог. Это проект по модернизации дорог и созданию безбарьерной среды прохода между ними, включая БАМ и Транссиб. В состав полигона входят как широтные дороги, так и меридианные. Ввод в эксплуатацию новых участков железнодорожных магистралей позволил резко увеличить их пропускную способность, что стало особенно важно при развороте российской экономики на Восток после ввода западных санкций.