Винтовая лестница, храм-маяк и автографы звонарей
История Новой Ладоги началась вовсе не с Петра Великого и его планов строительства "Канавушки ладожской" (так ласково называют местные Большой обводной канал, который должен был обезопасить суда от прохождения по непредсказуемой Ладоге и который сегодня часто называют Староладожским). Главным центром притяжения допетровских времен были Николо-Медведский монастырь и его Никольский собор, возведенный в самом начале XVI века. Монастыря нет с петровского времени, а вот Никольский храм - величественный, строгий - остался, хотя ныне и пребывает в плачевном виде и закрыт из-за аварийного состояния.
Храм считался и маяком: в его верхней части в нише была установлена очень почитаемая икона Николая Угодника - покровителя плавающих и путешествующих. Перед ней постоянно горела лампада, огонь которой в период навигации служил ориентиром кораблям. Поднимались к иконе по чугунной винтовой лестнице, пристроенной по внешней стене со стороны реки в ХIX веке. С нее можно и сейчас полюбоваться на седой Волхов - исстари так его называют за пенные бурунчики на волнах. Историческая икона куда-то подевалась еще в 30-х годах XX столетия. Теперь на ее месте - образ святого Николая, но уже современный. Но сюда как приезжали - так и приезжают: молятся, кладут записочки с просьбами.
Рядом с Никольским - действующий собор Рождества Богородицы. Главная его достопримечательность - четырехуровневая колокольня XVIII века, на которую можно подняться - открываются вид на Волхов и панорама нынешней Новой Ладоги. Внутри - огромный механизм старинных часов с клеймом 1750 года, на стене рядом - автографы звонарей с датами. Пространства между лестницами отданы под музей, созданный двумя прихожанками - Евгенией Алексахиной и Татьяной Чуровой. Предметы, представленные в нем, были найдены в заброшенных храмах. Один из разделов рассказывает об эпохе гонений на церковь и варварского изъятия ценностей из храмов. А на дубовое резное кресло епископа можно присесть и передохнуть от подъема по крутым ступеням.
Знак Рюриковичей, костница и возрождение
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, перешагнувший 900-летний рубеж, известен прежде всего тем, что Петр I отправил сюда в заточение немилую первую супругу Евдокию Лопухину. Ее деревянная келья не сохранилась. Зато реку Ладожку стали называть Еленой (это имя Евдокия носила после пострига). А примерно через четверть века после смерти Петра Первого и перевода царицы в Шлиссельбург в монастырь доставили другую Евдокию - разведенную супругу Авраама Ганнибала.
Можно посетить храм XII века - белокаменный Успенский собор, который напоминает церковь Святого Георгия внутри староладожской крепости: та же строгость линий. На стенах Успенского видны остатки древних фресок. В углу гроб - костница, в которую сложены останки некоторых насельниц.
Теперь здесь возносят молитвы нынешние насельницы. Их пока немного - менее десяти. Матушка Иоанна (здесь принято обращаться к насельницам именно как к матушкам) рассказывает, что Успенский был построен как храм-усыпальница для женщин рода Рюриковичей. В минувшем веке во время реставрации на одной из арок специалисты обнаружили геральдический знак Рюриковичей, что также стало одним из подтверждений древности постройки.
Обитель потихоньку восстанавливается после десятилетий запустения в советское время. Нужны лишь руки, и здесь всегда рады добровольным помощникам.
Кровавый ручей и расстрельные иконы
Неподалеку от девичьего Успенского монастыря расположен мужской Никольский, также возрождаемый из забвения. Эта обитель была заложена в 1241 году. Рядом - урочище Победище (возвышение-некрополь). Согласно преданию, сюда приходил князь Александр (в дальнейшем - Александр Невский), чтобы набрать дружинников - на Невскую битву, а затем и на сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Погибших привозили хоронить в родные места. Есть также предположение о том, что и здесь было сражение. Так или иначе, но массовые захоронения воинов действительно имеются, а ручей, стекающий с урочища, кличут Кровавым. Что, впрочем, не значит, что вода в нем плоха. Местные как раз уверяют, что вода очень чистая, и набирают ее канистрами.
Зайти можно в церковь Иоанна Златоуста постройки Алексея Горностаева, известного по храмам и зданиям на Валааме. Именно здесь определили находиться Черниговской-Гефсиманской иконе Богоматери - одной из святынь монастыря, имеющей непростую судьбу. Образ с рубленым следом от топора и тремя пулевыми ранениями уже в наше время находился в частных руках. Икона плакала, но расстаться с нею хозяева соглашались только за немалую сумму. Чудом нашлись благотворители - и образ оказался в монастырских стенах.
Правда, до сих пор непонятно, в каком именно храме первоначально находился святой образ. Зато другая расстрельная икона - металлический образ Богоматери - точно из Никольского монастыря Это одна из 12 внешних икон упомянутой церкви Иоанна Златоуста и единственная хоть как-то сохранившаяся: металл проржавел и весь в круглых отверстиях.
Святой образ использовался в качестве мишени. Учебное стрельбище в советское время находилось на урочище Победище. Стреляли метко - даже в глаза попали. Рядом с образом - покореженный снарядом фрагмент одной из церквей Донецка. Это нынешний настоятель периодически ездит на новые территории, привозит собранный гуманитарный груз.
Никольский восстанавливается трудно. Ведь многие десятилетия у него были отнюдь не рачительные хозяева. Долгое время здесь располагалась машинно-тракторная станция, тракторы загоняли прямо в Никольский собор (для чего была сломана одна из стен), а в церкви Иоанна Златоуста располагался склад запасных деталей и горюче-смазочных материалов. И только чудом в ней не успели закрасить богатейшую роспись стен. Уже и приказ был отдан, да начальника того срочно перевели на другую работу. Так и забылось.
В Никольском монастыре для гостей открыты трапезные. Так что есть где перекусить.
Валаам, передвижники и "серебристая" черепица из осины
Если позволяет время, загляните в Чернавино (бывшее Васильевское, по названию Васильевского монастыря, когда-то здесь находившегося). От былого великолепия осталось два храма: Василия Кессарийского постройки конца XVII века (во времена правления царевны Софьи, сестры Петра Великого) - с луковками, покрытыми черепицей из осины. Со временем такая черепица стала издали напоминать серебряную своим блеском. Второй - Преображенский, красного кирпича, возведенный в XIX веке. Первый еще держится, второй частично руинирован.
Именно в Васильевское перебрались некоторые валаамские монахи после катастрофического разорения Валаамской обители шведами в 1611 году. Они сами отмечали, что устав Васильевской обители "близок по строгости Валаамскому". И даже построили деревянную церковь, которую в дальнейшем перенесли на возрождаемый Валаам.
На местном кладбище похоронен художник-передвижник Василий Максимов, автор знаменитых работ "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Все в прошлом". Сын крестьянина, уроженец деревни Лопино рядом со Старой Ладогой, он смог окончить Императорскую академию художеств и стать признанным автором. Для картин ему позировали местные крестьяне, которые очень его любили за доброту и отзывчивость.
И обязательно посетите находящийся не так далеко Горчаковщинский водопад высотой около четырех метров. Как раз весной - в начале лета он наиболее полноводен и выглядит зрелищно.