- Выбрасывают целыми КамАЗами. И явно строительный мусор, и бытовой. Старый кирпич, бревна, битый фундамент, пакеты с бутылками, банками и прочим, - рассказал он.
В ФКУ Упрдор "Северо-Запад" "РГ" пообещали разобраться в конкретном случае, и если свалки действительно находятся на придорожной полосе, за содержание которой отвечает именно эта организация, все будет убрано.
Но проблема гораздо шире. Свалки - повсеместно, а не только на одной отдельно взятой дороге. Даже в самых элитных местах Карельского перешейка, в которых построены очень дорогие коттеджи, без труда можно их отыскать, углубившись в лес. При этом, как помнят многие петербуржцы, в соседней Финляндии ничего подобного не встретишь. Лес стоит чистым, придорожные территории - тем более.
- Наша главная беда - практическое отсутствие раздельного сбора мусора. В Финляндии, да и во многих странах, он организован уже на уровне домохозяйств. Собирают в шесть-восемь контейнеров, в Японии и вовсе в три десятка. У нас он в зачаточном состоянии. И вместо того чтобы ввести его, в стране принят закон о единых регоператорах, которые и не готовы повсеместно организовать такой сбор. С экокультурой сложно и у чиновников, и у населения, - считает Семен Гордышевский, председатель правления ОО "Экологический союз".
Кстати, отсутствие сортировки и бесконтрольный вывоз приводят к тому, что нелегальные свалки, по сути, становятся бомбой замедленного действия. И в перспективе, причем близкой, нас ждет загрязнение воды и почв, пожары и опасные инфекции, переносимые грызунами.
- По закону за размещение мусора на официальном полигоне нужно платить, и немало. "Серые" операторы или просто владельцы одного-двух "убитых" мусоровозов в целях экономии ищут и находят альтернативу: укромная полянка, заброшенный карьер, а в ночное время (да и в дневное, хотя и реже) используют обочины дорог. Рентабельность такого "бизнеса" очень высока, - поясняет Елена Есина, член экспертного совета при комитете по экологии Государственной думы.
Ситуация усугубляется еще и тем, что за содержание территории (и, соответственно, уборку мусора) отвечают самые разные организации - и каждый за свое. Это и дорожное хозяйство, и муниципалитеты, и лесничества. Причем что касается дорог - то еще пойди разберись, какая именно организация несет ответственность. Могут быть дороги федеральные, региональные, муниципальные. То есть прежде чем жаловаться на гору битого кирпича с арматурой, "украшающую" обочину, нужно выяснить ответственного за нее.
А как пояснили в УК по обращению с отходами в Ленобласти (единый областной "мусорный оператор"), за несанкционированные свалки по лесам и вдоль дорог они не отвечают.
- На сегодняшний день борьба с несанкционированными свалками заключается в привлечении к ответственности тех, кто выбрасывает и складирует мусор за пределами предназначенной для этого зоны. Как правило, наказание устанавливается по статьям Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП) - и то, если поймают и докажут факт нарушения. А в итоге проигравшей стороной оказываются добросовестные налогоплательщики. Как ни крути, это их средства пойдут на ликвидацию нелегальных свалок, - подчеркивает Елена Есина.
Экологи видят решение проблемы в ужесточении наказания, увеличении госконтроля. Также государство должно на деле внедрять экологическое просвещение. Чтобы, во-первых, неповадно было вываливать мусор где попало, во-вторых, чтобы граждане сразу реагировали, если увидят это противозаконное деяние.
- И нужно оснащать дороги камерами видеонаблюдения. Хотя бы через три-пять километров. По ним можно было бы хотя бы проследить: вот самосвал, груженный стройотходами едет, вот сворачивает в лес, возвращается обратно пустым. А в лесу появляется новая свалка. То есть можно связать образование свалки с действиями водителя самосвала. Но у нас порой видеонаблюдением даже не оснащены места, в которые постоянно нелегально сваливают мусор, - замечает Семен Гордышевский.
Редакция будет следить за развитием ситуации со свалками, находящимися вдоль трассы А-181.
Что делать, если стали свидетелями несанкционированной выгрузки отходов из транспортных средств? (Советы от единого "мусорного оператора" по Ленобласти).
Нужно оперативно сообщить об этом в комитет Госэконадзора Ленобласти, записав факт выгрузки на видео. Обращение можно отправить через форму обратной связи на сайте комитета. Важно: видео должно быть непрерывным, на нем должен быть зафиксирован процесс выгрузки отходов, указано место и точное время съемки. Должен быть четко виден номер транспортного средства и указаны данные об авторе видеозаписи. Задать вопросы можно по телефону "Зеленой линии" +7 (921) 908-50-86