Сейчас пилотный проект обкатывают в шести российских вузах, уральских среди них нет. Однако перемены здесь никого не пугают: многие образовательные организации УрФО и так уже постепенно увеличивают количество образовательных программ продолжительностью 5-5,5 года. Например, проректор по учебной работе Челябинского госуниверситета Артем Саламатов отмечает, что образовательные стандарты периодически обновляются в соответствии с требованиями времени.
- Бакалавры востребованы на рынке труда, но страна развивается, запросы работодателей меняются, и мы должны совершенствовать подходы к содержанию и организации обучения. Сейчас действительно возникла необходимость вернуться к увеличению срока обучения при получении базового высшего образования. Но главное не сроки, а сами стандарты, то есть требования к компетенциям выпускников, - считает он.
В Уральском государственном горном университете уверены, что переход пройдет безболезненно: в вузе и без того сохранилась пятилетняя форма обучения на профильных направлениях "прикладная геология", "горное дело" и "технология геологической разведки". Сегодня 26 образовательных программ университет реализует в формате специалитета.
- На эту форму обучения мы каждый год принимаем на 50 процентов больше абитуриентов, чем на программы бакалавриата. Это связано прежде всего с запросом работодателей на специалистов с углубленным образованием. По инженерным специальностям очень сложно подготовить профессионала за четыре года. На повестке - технологический суверенитет страны, и предприятиям необходимы специалисты в области проектирования и конструирования, - подчеркнул проректор по учебно-методической работе УГГУ Владимир Зубов.
В Уральском государственном юридическом университете тоже отмечают: болонская система не отвечает потребностям главных заказчиков кадров. Для правоохранительных органов и судов юристов продолжают готовить по программам специалитета. Пять лет с полноценным набором учебных дисциплин, с нормальными по продолжительности производственными практиками позволяют выпускать хороших специалистов.
- Подготовка юристов для различных секторов частной сферы возможна в рамках четырехлетних образовательных программ. Отметим, что в будущей национальной системе высшего образования предусматривается право вузов определять различные сроки обучения от четырех до шести лет. Это позволит беспроблемно провести переход, - говорит проректор УрГЮУ имени Яковлева Максим Гончаров.
Проректор по учебно-методической работе и качеству образования Уральского государственного экономического университета Дмитрий Карх предполагает, что специализированное высшее образование, скорее всего, коснется отдельных направлений подготовки, приоритетных для государства. Например, таких как ракетостроение, машиностроение, медицина и т. п.
- В УрГЭУ, вероятнее всего, изменение сроков обучения реально для образовательных программ по биотехнологиям, технологии и продукции общественного питания, управлению качеством, потому что это серьезная инженерная подготовка, - отмечает он.
В филиале Президентской академии на Урале тоже не видят принципиальных сложностей перехода на новую систему, так как, с одной стороны, она будет опираться на лучшие отечественные традиции, а с другой - позволит варьировать уровни и объем образования в зависимости от особенностей специальности, мотивации и целей обучающегося, а главное - потребностей рынка труда.
- Возможностей у студентов, безусловно, станет, больше. Для мониторинга этого процесса и управления им уже в этом году в нашем вузе создается центр компетенций. По специальным методикам он станет отслеживать профессиональный и личностный рост студентов на всех стадиях обучения, - дополнил директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Олег Гущин.
Установление пятилетнего срока обучения для программ базового высшего образования и сохранение двухлетнего для углубленной специализации будущих специалистов считают вполне обоснованным в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.
- Важнейшей особенностью педагогических программ является наличие в них двух крупных блоков - предметного, направленного на изучение конкретной области знания (физики, биологии, истории и т. п.), и психолого-педагогического, направленного на освоение будущими педагогами методик и технологий ведения учебного процесса, понимание психологических и возрастных особенностей обучающихся. Без этих двух блоков не может состояться педагог, - рассуждает и. о. ректора РГППУ Валерий Дубицкий. - Важно учитывать также возрастающие требования к умению молодого педагога организовать эффективную воспитательную работу, выстраивать коммуникацию с обучающимися. Все это говорит о необходимости установления для программ педагогической направленности пятилетнего срока получения базового высшего образования.