О том, что на самом деле происходит в Армении, каковы перспективы развития турбулентной политической ситуации и что изменится с возможным приходом оппозиции к власти в стране, корреспонденту "РГ" рассказал депутат парламента от фракции "Айастан" (Армения) Артур Хачатрян.
В Армении идут самые масштабные с момента прихода к власти Никола Пашиняна протестные выступления. Почему сейчас?
Артур Хачатрян: Нынешнее оппозиционное движение, которое возглавляет архиепископ Баграт, действительно вовлекло беспрецедентное количество народа.
Сейчас это происходит из-за того, что Пашинян под предлогом делимитации границы с Азербайджаном идет на односторонние уступки. Точнее, он идет на капитуляцию. И делает это чисто в оруэлловской форме, представляя эту капитуляцию в качестве победы Армении.
Власть будто бы не реагирует на масштабные народные протесты. Что будет дальше?
Артур Хачатрян: Я бы не сказал, что власть не реагирует. Вы же сами видите, сколько полиции сегодня на улицах Еревана. Тем не менее, каждый вечер народ собирается у ереванской церкви Святой Анны и обсуждает дальнейшие действия. Лидер движения "Тавуш во имя родины" отец Баграт встречается со студентами, преподавателями, с врачами, представителями интеллигенции. Через пару дней запланирована его встреча с представителями политических партий. Идет процесс консолидации оппозиционных сил. Я понимаю, что народ хочет сменить власть в стране прямо сейчас. Но мы должны это сделать мирным способом и не подвергая страну опасности. Создать временное правительство национального единства, а затем назначить очередные выборы.
Есть несколько сценариев развития ситуации. Сейчас для запуска процедуры импичмента премьер-министра в парламенте страны не хватает 18 голосов депутатов. Но под давлением народа их вполне реально набрать. Ведь такое уже не раз случалось в Армении.
Чем дальше, тем больше народа будет выходить на улицы. До тех пор, пока правительство Пашиняна не поймет, что полицейских сил им недостаточно для удержания власти.
В случае прихода к власти оппозиции что изменится в политике Армении?
Артур Хачатрян: Многое. Ведь Армения при Пашиняне растеряла своих стратегических партнеров, а серьезных союзников так и не приобрела. Например, Пашинян испортил отношения с Россией. Недвусмысленные заявления звучат со стороны Ирана против присутствия здесь внерегиональных сил.
Одновременно мы не видим никаких серьезных шагов нам навстречу со стороны Европы. 5 апреля в Брюсселе прошла встреча Армения-ЕС-США. Пашинян обещал прорыв, но его так и не произошло. Нам явно дали понять, что в плане безопасности Армении американцы и европейцы ничего гарантировать не могут. ЕС пообещал 270 миллионов евро в течение четырех лет, а американцы - всего 60 миллионов. О каких-либо перспективах вступления в ЕС нам прямым текстом сказали забыть.
Поэтому оппозиция исходит из того, что нам важно восстановить отношения с нашими стратегическими союзниками - Россией и Ираном.
После недавнего решения Пашиняна о заморозке финансирования ОДКБ ряд прозападных политиков в Ереване заговорили о необходимости выхода страны из ЕАЭС. Как это может сказаться на экономике Армении?
Артур Хачатрян: Сегодня на бумажке армянская экономика растет. Но в реальности все мы понимаем, что она держится на волоске. В частности, на реэкспорте и реимпорте в и из России. Наш двусторонний оборот в 2023 году составил около 7,2 миллиарда долларов, и это огромные деньги для нас. Из Армении идут автомобили, цифровая и бытовая техника, связь, из России - сырье и металлы, а Армения от этого всего получает комиссию. Которая, кстати, как и распределение национального дохода, идет крайне неравномерно и концентрируется у элит.
Выход Армении из ЕАЭС будет для нас просто катастрофой. Ведь Евразийский экономический союз - это рынок, где ты можешь продавать свои товары и услуги. А ничего такого, что можно было бы продавать значительных количествах в Европе, у Армении пока нет.