23.05.2024 19:10
Поделиться

За недопоставку продуктов отменят штрафы

Производителей продуктов защитят от необоснованных штрафов за недопоставки. Законопроект об этом внесла в Госдуму группа депутатов. Сейчас торговые сети могут неожиданно запросить с поставщика дополнительный объем и оштрафовать его за недопоставку. Производители терпят убытки и вынуждены закладывать риски неустойки в цену продукта.

Торговые сети устанавливают в типовых договорах с поставщиками обязательные условия, которые не подлежат согласованию с ними. В случае невыполнения этих условий поставщиков штрафуют, сказано в пояснительной записке к законопроекту. Например, в период ажиотажного спроса в ковид отдельные торговые сети заказывали товаров кратно больше, чем указано в договоре, а за невыполнение начисляли штрафы. При этом часто у поставщиков нет технических ресурсов на незапланированное многократное увеличение объемов поставки. Нельзя же резко увеличить производство тех же яиц или курицы.

Понять сети можно: для них важно, чтобы товар был на полке даже в период ажиотажного спроса. Но при таких условиях вся нагрузка ложится на поставщика. Мало того, что он должен во что бы то ни стало увеличить производство, он терпит убытки, если продукцию не купят.

Часто производитель за несколько дней до поставки узнает, чего и сколько он должен поставить. А если не привез, штраф равняется стоимости товара или какому-то проценту от недопоставленного, рассказал "РГ" исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.

"При таком договоре сеть, возможно, получит деньги, а не товар. Покупатель рискует не увидеть нужный товар на полке, а производитель вынужден в цену товара закладывать риски неустойки. Такие отношения дают почву для произвола закупщику федеральных сетей", - говорит он.

Законопроект может исправить ситуацию: предусмотреть график поставок с объемами и временем поставки как приложение к договору либо дать возможность поставщику отказаться от заказа, который он не в состоянии выполнить. Такие отношения прописаны в нормах саморегулирования, торговые сети одобрили правильность этого подхода, но не всегда и не все исполняли договоренности, отмечает Востриков. Если закрепить такие нормы в законе, сетям уже не получится их игнорировать.

"Для потребителей и розницы нововведение будет служить гарантией наличия товара на полке, поскольку при отказе одного поставщика у сети будет время найти аналогичный товар другого производителя", - говорит эксперт.

Рамочные долгосрочные договоры между сетью и поставщиком обеспечивают стабильность условий взаимодействия с контрагентами и оперативность закупок без необходимости заключения разовых сделок, пояснил "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Сети иногда требуют быстро и в разы увеличить выпуск продуктов, что часто невозможно

По его словам, возможности исполнения заказов обсуждаются с поставщиками еще на этапе заключения договоров и учитывают, что поставщик может также реализовывать продукцию через другие каналы сбыта. К этому добавляется и производственный аудит, который позволяет дополнительно подтвердить возможности и мощности поставщиков. Это дает им гарантии получения заказов от сети, свободу и гибкость в распределении собственных объемов выпуска товаров между различными заказчиками, считает эксперт. "Отказ от этой системы разрушит баланс взаимодействия поставщиков и сетей из-за необходимости согласования каждого заказа и подтолкнет рынок к переходу на разовые сделки, лишит его участников возможностей долгосрочного планирования, развития производства и логистики", - предупреждает Караваев.

По его мнению, законодательно закрепленная возможность безальтернативного отказа от поставки товара по согласованным на долгосрочной основе ценам приведет или к отсутствию товара в магазинах, или к резкому и неконтролируемому росту закупочных и, соответственно, розничных цен. Кроме того, отсутствие ответственности за неисполнение заказа не позволит противостоять попыткам недобросовестных поставщиков в одностороннем порядке повышать цену на товар, останавливая поставки.

Более эффективным АКОРТ считает развитие добросовестной практики совместного прогнозирования спроса и внедрение инструментов, позволяющих на регулярной основе и своевременно учитывать изменение рыночной ситуации и корректировать заказы торговых сетей.