НСЗК в Забайкалье повысил эффективность трансграничных перевозок

Только за первые два месяца 2024 года Поднебесная импортировала более 180 тысяч тонн ячменя из России по Новому сухопутному зерновому коридору (НСЗК) через Забайкальский зерновой терминал, и эти объемы планируется поступательно увеличивать. Отправлять контейнеры с соевыми бобами и ячменем в Китай наша страна начала в конце 2023-го. О перспективах развития НСЗК и его роли для экономики и международного сотрудничества рассказал сенатор Российской Федерации от Забайкальского края Баир Жамсуев.
Забайкальский железнодорожный зерновой терминал - самый крупный в мире зерновой хаб, его пропускная способность - до восьми миллионов тонн зерна в год
Забайкальский железнодорожный зерновой терминал - самый крупный в мире зерновой хаб, его пропускная способность - до восьми миллионов тонн зерна в год / РИА Новости

Баир Баясхаланович, в чем уникальность зернового коридора?

Баир Жамсуев: Вопрос необходимо рассматривать в комплексе - с логистической, производственно-инфраструктурной и нормативной точек зрения.

Во-первых, НСЗК - самый выгодный логистический маршрут не только для предприятий Дальнего Востока, Сибири и Урала, но и компаний из Китая, поставляющих товары в нашу страну. Из центральной части КНР в центральную часть России проходит три логистических маршрута: через Владивосток, Благовещенск и Забайкальск. Транспортировка грузов через эти города занимает 21, 15 и 11 дней соответственно.

Железнодорожный пункт пропуска Забайкальск - Маньчжурия является крупнейшим пограничным переходом между РФ и КНР. Через него проходит 60 процентов грузооборота двух стран. В 2023 году показатель составил 21 миллион тонн. По прогнозам экспертов, к 2035-му он возрастет до 47 миллионов тонн. То есть с логистической точки зрения Новый сухопутный зерновой коридор, его развитие является стратегическим для России и Китая, это общегосударственная, а вернее, даже межгосударственная задача.

С производственно-инфраструктурной точки зрения сухопутный зерновой коридор развивается на базе логистической модели "Зерно +". В рамках нее создается грузовая база, товаропроводящая инфраструктура, железнодорожная логистика и цепочка поставок для стопроцентной загрузки составов в оба конца. Это возможно за счет синхронизации и контейнеризации трансграничных перевозок.

Такой системный подход позволяет снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру общего пользования и наращивать эффективный грузооборот. Речь идет об экспортных зерновых грузах из России и импортных, обратных поставках востребованной в России продукции из Китая. Это товары народного потребления, техника, электроника и многое другое. Центральное место во всей этой логистической системе занимает Забайкальский край.

Как устроена система контроля за ввозимой продукцией?

Баир Жамсуев: Здесь я хотел бы отметить, что Новый сухопутный зерновой коридор - это передовая практика упрощения административных процедур и повышения эффективности трансграничных перевозок без ущерба для безопасности двух стран. На построенном и введенном в эксплуатацию Забайкальском зерновом терминале идут регулярные отгрузки зерна, причем впервые в истории стран Большой Евразии.

НСЗК вносит вклад в обеспечение продовольственной безопасности и укрепление статуса России на международном зерновом рынке

Погрузка и отправка выполняется по колее 1435 миллиметров, которую в народе называют узкой. Кроме того, 26 сентября прошлого года Россельхознадзор проинформировал группу компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" о согласовании российской и китайской сторонами оформления единого фитосанитарного сертификата на железнодорожный состав. Формируется документ на одном элеваторе, с простым перечислением всех номеров вагонов или платформ и контейнеров. При этом сохраняется целостность партии и обеспечивается ее фитосанитарная безопасность.

Что зерновой коридор даст нашей стране в перспективе?

Баир Жамсуев: Здесь важно понимать фундаментальные, долгосрочные факторы и тренды, которые обосновывают важность развития Нового сухопутного зернового коридора.

Мировой экономический центр стремительно смещается в Азию. Перспективные экономики Большой Евразии с населением более двух миллиардов человек являются нетто-импортерами зерна и формируют крупнейшие интеграционные объединения - ШОС, БРИКС, ЕАЭС.

К слову, население стран БРИКС к 2035 году, по данным ООН, составит без расширения 3,4 миллиарда, а с расширением объединения - 5,09 миллиарда жителей, или 57 процентов населения планеты.

Россия обладает огромным потенциалом в наращивании производства и экспорта зерновой продукции в дружественные страны. По оценкам экспертов, поставки зерна и продуктов его переработки могут быть увеличены с 18 до 60 миллиардов долларов США. Таким образом НСЗК вносит вклад в обеспечение продовольственной безопасности и укрепление статуса России на международном зерновом рынке.