23.05.2024 19:35
Поделиться

В Уфе исполнили оперу-поэму Александра Чайковского "Рубеж"

Это лаконичное, но очень эмоциональное произведение посвящено тем, кто ковал нашу победу в тылу в годы лихолетья Великой Отечественной войны. История "Рубежа" основана на документальных фактах. В Башкирском театре оперы и балета спектакль поставили дирижер Артем Макаров и режиссер Айсылу Иксанова в тандеме с художником Рустамом Баймухаметовым.
У каждого героя оперы своя жизненная история, каждый переживает свою драму, но всех объединяет мечта о победе.
У каждого героя оперы своя жизненная история, каждый переживает свою драму, но всех объединяет мечта о победе. / Олег Меньков / Башкирский государственный театр оперы и балета

Цепь событий в опере "Рубеж" во многом продолжает серию исторических и одновременно актуально-злободневных оперных сюжетов, что часто находит композитор, необыкновенно точно понимающий и чувствующий пульс сегодняшнего времени. Соавтором Александра Чайковского выступил либреттист Дмитрий Макаров, создавший литературную основу к двум предыдущим операм композитора: "Ермак" (2019) и "Хроники Александра Невского" (2021).

По первоначальной версии оперы, мировая премьера которой состоялась в Тихвине, на сцене Дворца культуры имени Н.А. Римского-Корсакова, сюжет был основан на реальных событиях из жизни тихвинцев, которые оказались на оборонительном рубеже - и этот рубеж защищали, невзирая на голод, холод, лишения и грозившую со всех сторон смерть.

В Уфе представили свой вариант оперы, где сюжет повествует о жизни небольшого тылового поселения в короткий период с октября по декабрь 1941 года. В это безымянное, а потому и символическое село - как бы собирательный образ места, где проживают в основном женщины и старики, - прибывает военный инженер, который оглашает приказ Сталина: в связи тем, что враг подступает к Москве, на данной территории, которая может стать следующим рубежом обороны, необходимо копать траншеи, противотанковые рвы и доты...

Заглушая музыку увертюры, голос, как из радиоприемника, сообщает статистику тех страшных дней, напоминая публике сегодняшней о том, что Уфа - Город трудовой доблести: в Республику Башкортостан и ее столицу в годы войны было эвакуировано немало заводов и фабрик, а все жители от мала до велика изо дня в день трудились ради общей победы над врагом.

У каждого героя оперы своя жизненная история, каждый переживает свою личную драму, но всех объединяет одна мечта о скорейшей победе, до которой еще очень далеко. Спектакль мрачный, аскетичный, метко передающий настроение того времени. Музыка тоже скупа, но интересна переплетением разных стилистик. В какие-то моменты в партитуре проступает народная тема или возникает атональность, усиливающая акцент действия. Но все же главной оказывается лирическая тема, подчеркивающая, что человеку жизнь дарована не для войны.

И самыми яркими, запоминающимися в опере оказываются женские, прежде всего материнские, образы Нины Петровны (Лариса Ахметова) и Амалии Германовны (Любовь Буторина), как и ищущая, невзирая ни на что, простого женского счастья Марго (Эльвира Фатыхова) и совсем юная Мила (Лилия Халикова).

Эта история без пафоса, плакатности - по сути, не про войну, а про людей, знающих цену жизни

Из мужских образов в контексте всего происходящего на сцене особенно драматично выглядит не инженер Николай (Ян Лейше) или офицер НКВД Борис (Артур Каипкулов), а школьный учитель немецкого языка Григорий (Сергей Сидоров)... И на контрасте - с особой радостью зал встречает народную башкирскую песню (вставной номер в оперу), которую небольшая группа артистов хора исполняет под аккомпанемент знаменитого национального инструмента - курая (башкирская флейта).

Эта история без пафоса, плакатной императивности и фальши - по сути, не про войну, она про людей, знающих цену и труду, и любви, и самой жизни, что рассказана языком современной оперы.

Кcтати

В Башкирском театре оперы и балета проходит XVII Международный фестиваль оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе". В этом году форум посвящен 450-летию столицы Башкортостана. В открывающем гала-концерте приняли участие приглашенные певцы из Москвы и Санкт-Петербурга, и главной звездой вечера стала солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова.

Худрук Башкирского оперного театра, знаменитый бас Аскар Абдразаков напомнил, что первый выход на большую сцену легендарного русского баса Федора Шаляпина состоялся именно в Уфе, и отметил: "Сейчас к нам приехали мировые российские звезды. Хочу всех их сердечно поблагодарить. Россия по-прежнему сильна своими мощными красивыми голосами, которые станут украшением и неотъемлемой частью нашего фестиваля".

В афише фестиваля - самые популярные постановки театра: "Князь Игорь", "Дон Кихот", "Аттила", и в каждом задействованы специально приглашенные певцы. А финальным аккордом фестиваля станет спектакль с участием Аскара Абдразакова "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь", где одним из главных образов является Федор Шаляпин - друг и соратник великого русского композитора.