Среди участников форума были и бизнес-династии, и это очень важно, ведь семейное дело, как правило, требует полной отдачи, да и рискует в случае форс-мажора вся родня. А еще отрадно, что труд предпринимателей стал цениться в обществе наравне с любым другим.
Марку Новогрудскому десять. С ремеслом он познакомился в трехлетнем возрасте, а сегодня уверенно сидит за гончарным кругом, отминает глину и создает из нее различные изделия.
- Нравится, что из куска глины можно слепить что угодно - подставку для яиц, кружку или тарелку, - признается мальчик.
Тяга к ремеслу у него от мамы: Любовь Новогрудская - владелица мастерской "Гончарный двор". Экономист по образованию, она занимала хорошую должность в крупной компании, но поиск истинного предназначения привел к творчеству. А любовь к глине возникла с первого прикосновения, со случайного знакомства с гончаром. Процесс захватил настолько, что стала погружаться все глубже: проходила онлайн-курсы, ездила к мастерам в другие города перенимать опыт, осваивала различные техники. Вскоре пошли авторские работы - сначала для себя и знакомых, потом на заказ. Так шаг за шагом выстраивался путь к открытию собственной мастерской.
- Хочу, чтобы люди понимали, насколько уникальны изделия, созданные своими руками. Они не просто эксклюзивны - в них есть душа, - подчеркивает мастерица. - Плюс вместе с командой загорелись идеей возродить семейные чаепития за большим столом. Такие встречи приводят к тому, что члены семьи больше общаются, проводят время вместе, сплачиваются.
Настраивает на особый лад и уютная студия, где проходят мастер-классы, творческие встречи, свидания, гончарные курсы. Подобралась и увлеченная команда - семь человек. Активно Любови помогают супруг Михаил, сыновья Марк и Глеб.
- Свободное время мальчики любят проводить в мастерской, нередко с друзьями. Марк сам изготовил сервиз, написал проект о соединении глины и стекла. Это интересное направление, которое будем развивать. Семилетний Глеб - в душе художник, у него столько интересных идей, что многие из них находят воплощение в глине и керамике, - рассказывает Любовь.
В мастерской рождаются изделия, но по-настоящему они начинают жить в домах ценителей прекрасного. Как признается предприниматель, пока есть сложности с реализацией продукции, поэтому идет поиск новых площадок, а перспектива - выход на маркетплейсы.
Три поколения семьи Бадак выбрали парикмахерское искусство, косметологию и визаж делом своей жизни. Подсчитали: общий стаж в сфере услуг перевалил за сто лет. Началось все в 1963 году, когда Валентина Бадак пришла учеником парикмахера на Тагильскую фабрику бытового обслуживания "Новый путь". Профессии отдала более 40 лет, не только трудилась парикмахером, но и занималась повышением квалификации мастеров, была членом жюри на конкурсах и наставником молодежи.
По ее стопам пошли дочь Наталья, внучки Анастасия и Ольга. Наталья Игнатова - преподаватель парикмахерского дела международного класса, владелица салона красоты "Паворс". Она обучает молодых мастеров, участвует в благотворительных программах, в том числе для людей пенсионного возраста. Дочери тоже работают в семейной фирме: Анастасия, получив медицинское образование, стала косметологом и визажистом, Ольга занимается финансами и управлением. Несколько лет назад она переехала в Москву, но продолжает участвовать в жизни салона.
- Профессия сама выбрала меня, - признается Анастасия Синягина, - а по-другому и быть не могло, ведь выросла в атмосфере создания красоты. Наша семья - настоящее профессиональное комьюнити, и благодаря разностороннему подходу мы развиваем дело, которое любим.
К Дню российского предпринимательства Торгово-промышленная палата Нижнего Тагила провела конкурс "Лучшее семейное предприятие 2024 года". В сфере розничной торговли победила компания "АНТОЛЛ". На рынке она четверть века. Название необычное, в нем зашифрованы имена трех сестер и брата, работающих в компании: Лена - главный бухгалтер, Оля - начальник отдела инструмента, Аня - отдела спецодежды, Толя - директор. А вообще в семейном бизнесе задействованы три поколения Толстовых. Сложив стаж всех, включая племянников, двоюродных и троюродных братьев, их жен, получили 198 лет.
Но более интересно другое: первый "кирпичик" в основание бизнеса заложил глава семейства Игорь Александрович Толстов, кандидат технических наук, автор многих изобретений, патентов, монографий и научных статей по сварочному делу. Он возглавлял профильную кафедру в нижнетагильском филиале УПИ, где испытывал новые методы сварки, наплавки, напыления, плазменной закалки. Разработки, позволявшие увеличить надежность и долговечность деталей, потом внедрялись на многих предприятиях города.
Сварка была делом его жизни, определила и профиль предпринимательской деятельности. В 1991 году Толстов-старший создал научно-производственную фирму, привлек к делу сына.
- Отец занимался наукой, я коммерцией. Потом почувствовал уверенность, понял, что готов заниматься бизнесом самостоятельно. Отец поддержал мое желание, - вспоминает Анатолий.
Так в 1999 году появилась торговая компания, которая сегодня реализует широкий ассортимент товаров. Практически 90 процентов предприятий Нижнего Тагила, малый и средний бизнес, - клиенты семейной фирмы.
Ученый, изобретатель и просто мудрый человек Игорь Толстов считал, что семья должна быть всегда вместе. Поэтому, несмотря ни на что, собрал дочерей, разъехавшихся по распределению по разным городам, убедил, что Нижний Тагил нужен им так же, как и они ему. С тех пор трудятся три сестры и брат и другие родственники на семейном предприятии.
- Самое сложное было отделить личное от рабочего. Поначалу, приезжая к родителям, за столом обсуждали бизнес, спорили. Потом приняли негласное правило: дома о работе не говорим, в фирме друг к другу обращаемся только по имени-отчеству, - рассказывает директор.
В семейном бизнесе, по признанию Анатолия Толстова, есть и другой опасный момент - бывает сложно учесть интересы родственников. Если кто-то начинает "тянуть одеяло" в свою сторону, это не приносит пользы общему делу.
- Моя задача как главного в компании - быть справедливым, чтобы все было поровну. Когда сестры видят, как я к ним отношусь, они начинают работать с тройной отдачей, - признается он.
Любовь к малой родине, семье, уважение к своим предкам передаются из поколения в поколение. Толстовы изучили родословную: их генеалогическое древо насчитывает более 200 представителей рода и размещается в офисе компании как напоминание, насколько важно знать и чтить свои корни.
- Отец говорил: "Сын, после себя я оставлю три вещи: дам тебе образование, хорошее воспитание, добрую и честную фамилию". 11 поколений нашей семьи работали честно - никто не может сказать про нас плохо, что мы кого-то обманули, подставили, повели себя неправильно. И сегодня моя задача продолжить семейные традиции - дать достойное воспитание, образование и честную фамилию своим детям, - уверен Анатолий Толстов.
Только за два последних года количество семейных компаний в Нижнем Тагиле увеличилось в четыре раза - с 11 почти до 50. В основном предприниматели занимаются народными ремеслами, торговлей, оказывают услуги в сфере общественного питания.
- Важно не просто создать свое дело, а вырастить достойных наследников. Поэтому наравне с темами, касающимися поддержки малого и среднего бизнеса, мы говорим о важности знания истории рода, семейных ценностях, лучших традициях семейного предпринимательства. Ведь когда дети с малых лет видят пример родителей, помогают им, они понимают, что путь к успеху непрост. Они учатся ценить свой и чужой труд, любить малую родину, - рассказал "РГ" президент Союза Торгово-промышленной палаты Нижнего Тагила Борис Соколов.
По оценке экспертов, в России более 70 процентов малых и средних предприятий могут считаться семейными. Но этот статус неформальный, поскольку законодательно понятие "семейное предпринимательство" не закреплено.
- Семейным мы называем бизнес, в котором не менее 25-50 процентов работников объединяют родственные связи, - уточняет глава ТПП. - Закон, регулирующий деятельность семейных компаний, необходим. С такой инициативой мы выходили в областное правительство, в Государственную думу и продолжаем эту работу. Имея особый статус, семейные компании могли бы претендовать на специальные меры поддержки от государства, а значит, получить дополнительный импульс к развитию.