Почему в регионах не могут утилизировать огромные свалки отработанных шин

Многочисленные свалки старых шин в лесах, на пустырях и возле мусорных контейнеров. Только что закончился сезон "переобувания", а это значит залежи только пополнились. Каждый год в стране образуется миллион тонн отработавших свой век автомобильных шин. И только треть из них попадает на переработку. Почему не удается ликвидировать "монбланы" отработанных покрышек в регионах, почему "тянут резину", ведь сбор за их утилизацию уже включен в цену? В проблеме разбирались собкоры "РГ".
В Екатеринбурге старые шины принимают всего по 63 рубля за одну покрышку. Но многим проще их выбросить.
В Екатеринбурге старые шины принимают всего по 63 рубля за одну покрышку. Но многим проще их выбросить. / Татьяна Андреева

Вот пример Екатеринбурга. По данным агентства "Автостат", в Свердловской области в 2023 году было зарегистрировано 1,396 миллиона только легковых автомобилей. Соответственно у них 5,584 миллиона колес. Эксплуатационный срок службы шин - пять лет, у большинства автовладельцев два комплекта - зимний и летний, но даже если менять раз в пятилетку лишь один из них, самый грубый подсчет показывает: ежегодно в регионе на выброс идут минимум 1,1 миллиона бэушных покрышек, то есть в 100 (!) раз больше, чем принял на утилизацию один из трех регоператоров Среднего Урала.

Куда деваются остальные? Завалены резиновыми бубликами обочины дорог, пирамиды старых шин на контейнерных площадках, клумбы, украшенные самодельными "артобъектами". Убирать стихийные свалки старой резины приходится владельцу земли или коммунальщикам - муниципалитету либо управляющей компании. Кажется, автолюбителей не пугают даже штрафы за брошенные в неположенном месте шины, хотя они внушительные: для физических лиц - до 3000 рублей, а с юрлица могут взыскать и 250 тысяч. Владельцы авто просто не хотят заморачиваться, хотя приемная цена за отработанные шины с потребителей в городе почти символическая - от 63 рублей за одну покрышку. Но нужно ведь еще привезти их в пункт приема, куда проще выкинуть на ближайшую мусорку. Кстати, многие автовладельцы выбрасывают старые шины принципиально: мол, стоимость их утилизации уже заложена в цену. То есть когда человек покупает машину или шины, он уже оплачивает экосбор за их переработку. И, по идее, никому ничего платить не должен. Коммунальщики лишь вздыхают: "Да, заложена. Но попробуйте принести негодные покрышки туда, где вы их покупали... К сожалению, механизм возврата до сих пор законодательно не отрегулирован". А раз закон не содержит четко прописанной схемы, отмечают в правлении Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО, 70 процентов отработанных покрышек просто выбрасывается.

Некоторые выбрасывают старые шины принципиально: мол, стоимость их утилизации уже заложена в цену изделий

В Красноярске аккредитованы три коммерческие организации, принимающие старые колеса на переработку, за сданный комплект надо заплатить около 500 рублей (цена и в других регионах примерно такая же). В некоторых мастерских платная услуга по приему покрышек на переработку оказывается, как говорится, "на месте". Однако принятые таким образом колеса тоже в итоге нередко оказываются на ближайшей контейнерной площадке. Хозяева шиномонтажек на экологии особо не зациклены. Между тем оставлять старые колеса там ни в коем случае нельзя, да и на мусорные полигоны вывозить запрещено: под воздействием осадков шины могут выделять токсичные соединения, а при их сжигании образуются опасные канцерогены.

Пока решать проблему отработанных покрышек практически во всех регионах пытаются эковолонтеры при поддержке местных властей. Периодически проводятся акции по бесплатному сбору шин. В Вологде такая полезная инициатива называется "Четыре колеса с одного лица", в Тюмени - "Шины, сдавайтесь". Народную охоту на колеса устраивают в Питере, Екатеринбурге. За считаные дни удается собрать десятки тонн покрышек. Так, в Нижнем Тагиле этой весной открыли муниципальные площадки для бесплатного сбора покрышек. Пять пунктов приема работали три недели. Утилизацию резины местной компанией оплатила мэрия, взамен она получит крошку для спортивных полей.

"Первый вывод: жители стали куда вдумчивее относиться к проблеме, ведь свалки не нравятся никому. А администрация города осознала, что надо бороться не с комарами, а с болотом. Но к большому сожалению, у мэрии ограниченный финансовый ресурс", - резюмирует Маргарита Штейнепрейс-Тюнина, директор компании ЦГС, занимающейся переработкой отработанной резины. - Подобные инициативы экоактивистов и властей похвальны, но полностью проблему решить, конечно, не могут.

Комментарий

Денис Буцаев, генеральный директора ППК "Российский экологический оператор":

- "Платить должен загрязнитель", как еще несколько лет назад сказал Владимир Путин. То есть производитель или импортер шин. Вот как это должно работать на деле. У завода-производителя или, предположим, импортера китайских покрышек три пути на выбор. Во-первых, он может построить свое предприятие по переработке покрышек и выполнить обязательства, не уплачивая экосбор. Во-вторых, заключить договор с предприятием, вошедшим в реестр утилизаторов, которое соберет покрышки и переработает. И наконец, перечислить деньги напрямую государству, и тогда оно найдет утилизатора самостоятельно. И сегодня в центральной части России, особенно в Москве и Подмосковье, проблема, можно сказать, решена. Более того, среди переработчиков существует серьезная конкуренция за шины. Это же ценное сырье. Поэтому здесь вы не увидите залежей покрышек. За них можно и вознаграждение получить: привез тонну изношенных шин - получи 1.5-3 тысячи рублей. В отдаленных регионах страны пока не так, там полно свалок шин, скопившихся со времен СССР. Вся проблема в том, что пока не хватает мощностей по их переработке. А везти шины в другие регионы накладно. Поэтому сегодня в регионах делается ставка на инвестиционные проекты по переработке покрышек. На их поддержку идут и средства, собранные в рамках экосбора. Начинает работать все больше предприятий по утилизации. Ситуация изменится, потому что сегодня заниматься переработкой шин выгодно. Резиновая крошка очень востребована и в строительстве дорог, и для детских площадок. Еще недавно килограмм крошки стоил 18-19 рублей, сегодня цены достигают уже 50-60 рублей, за цветную крошку готовы платить больше ста рублей. Если представить, что все старые шины сезона были переработаны, то только реализация резиновой крошки могла бы достигнуть 30 млрд. рублей, не считая реализованного металлокорда.

Подготовила Елена Мационг