Елена Викторовна, по статистике аптечный сегмент фармрынка все последние годы растет. За счет чего?
Елена Неволина: В основном рост связан с повышением цен на лекарства, в упаковках, к сожалению, роста мы не видим.
А как меняется структура покупок лекарств?
Елена Неволина: Самым востребованным остается средний ценовой сегмент - лекарства стоимостью от 500 до 1500 рублей. Препараты нижнего ценового сегмента вообще в ряде случаев вымываются из аптечного ассортимента, и этот процесс идет все последние годы. И это зависит не от аптек, а от производителей - им выпускать самые дешевые лекарства стало невыгодно.
Продолжается ли рост числа коммерческих аптек или рынок насыщен? Как чувствуют себя государственные и муниципальные аптеки?
Елена Неволина: Одно время у нас довольно бурно создавались новые коммерческие аптеки. Высказывались даже мнения, что аптечный рынок перенасыщен, а аптек чересчур много. Однако это не так, во многих регионах, особенно в отдаленных населенных пунктах, аптек недостаточно. И они нередко закрываются вскоре после открытия. Росздравнадзор констатирует, что процесс насыщения аптечного рынка продолжается: ежегодно открывается несколько больше аптек, чем закрывается. Но рост не такой значительный. Муниципальная аптека отличается от коммерческой только тем, что из-за подотчетности государственным структурам она зачастую не может отказаться от высокозатратных, но социально значимых функций: обеспечение наркотическими и психотропными лекарствами, кое-где сохраняются и производственные отделы. Это требует расходов на оборудование для производства, контроля и хранения, но государственной поддержки такие аптеки не имеют. Как и коммерческие, они живут за счет своей прибыли.
Каков кадровый состав работников - доля фармацевтов и провизоров?
Елена Неволина: Профессионально подготовленных фармацевтов и провизоров по-прежнему не хватает. К сожалению, пока мы не можем назвать конкретные цифры, поскольку лишь с первого сентября 2023 года аптеки обязали подавать в Федеральный реестр медицинских и фармацевтических работников информацию о своих специалистах. Однако данные о количестве работников, прошедших периодическую аккредитацию, неутешительны. Эта ситуация не может не беспокоить - потребители обращаются в аптеку не только за приобретением лекарств, но нередко и за советом или консультацией. Лекарства - товар небезопасный, и поэтому не просто так законодательно установлено, что их реализацией должны заниматься профессионалы.
Несколько обнадеживает тот факт, что идет рост числа абитуриентов, поступающих на специальность "фармацевт" в средние специальные учебные заведения. А вот с подготовкой специалистов с высшим фармацевтическим образованием все не так хорошо - набор сокращается. Необходимы специальные меры стимулирования, иначе с каждым годом все больше будет не хватать грамотных провизоров, которые важны не менее, чем хорошо подготовленные врачи.
Какова сегодня ситуация с отпуском рецептурных препаратов? Уменьшилась ли статистика нарушений со стороны аптек и со стороны врачей?
Елена Неволина: Со стороны аптек нарушений стало гораздо меньше, наличие рецепта проверяют строже. Это результат как принятых Минздравом России решений, так и усилий, которые прилагает в этом вопросе "Национальная фармацевтическая палата". На всех своих мероприятиях, на вебинарах мы разъясняем, почему важно соблюдать правила отпуска. Однако пока по-прежнему видим нарушения со стороны врачей, которые нередко пишут свои назначения на каких-то "бумажках", а не на бланках рецептурного отпуска. Хотелось бы найти полное взаимопонимание с врачебным сообществом, поскольку тут ответственность у нас обоюдная. В общем, нам есть над чем работать, повышать качество, удовлетворять потребности людей.