24.05.2024 00:01
Поделиться

Эксперт Лункин: Церковь включена в социальную ткань нашего общества

В день святых Кирилла и Мефодия у патриарха Кирилла - именины. О том, что изменилось за 15 лет его патриаршества в положении церкви и религий в России, "РГ" рассказывает научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.
Некоторые круги и хотели бы сломать церковь, но монолитный и несгибаемый характер патриарха Кирилла не дал ее сломать или разделить.
Некоторые круги и хотели бы сломать церковь, но монолитный и несгибаемый характер патриарха Кирилла не дал ее сломать или разделить. / РИА Новости

Сегодня в день святых Кирилла и Мефодия традиционно отмечается День славянской письменности, а у патриарха Кирилла - именины. О том, что изменилось за 15 лет его патриаршества в положении церкви и религий в России, РГ рассказывает научный сотрудник Института Европы РАН, доктор политических наук, религиовед Роман Лункин.

- Годы патриаршества патриарха Кирилла это годы становления Русской православной церкви как гражданского института, серьезно влияющего на культурную и общественную жизнь страны. А за последние 10 лет церковь и вовсе стала ключевым институтом, отмеченным прежде всего активным участием в социальном служении. Церковь настолько включена в социальную ткань нашего общества, что по сути уже является институтом, на который может опереться любая категория российского населения.

Социальное служение церкви за последнее десятилетие качественно выросло, ее социальные проекты разворачиваются на самых разных уровнях, от приходских и епархиальных до общецерковных. И это особенно проявляется в ситуациях бедствий - начиная от наводнения в Крымске ( куда ездил патриарх, а церковь оказывала активную помощь) и кончая помощью беженцам из Украины.

Сейчас церковь играет активную роль в помощи участникам спецоперации. Есть институт военных священников, помогающий военнослужащим в зоне СВО. И продолжается активная помощь церкви бойцам, вернувшимся со СВО и их семьям.

Надо также отметить, что патриарх Кирилл сыграл большую роль в становлении приходской, общинной жизни Русской православной церкви. Община, приход, активные прихожане, активное поколение молодого духовенства это своего рода фундамент церкви. Если семья - это ячейка общества, то община это ячейка церкви, на которую она опирается, и от которой во многом зависит церковное развитие в будущем. Патриарх недаром так много говорит о необходимости укрепления священства, сознательного исполнения прихожанами всех норм и правил церковной жизни и поддержке приходских инициатив на низовом уровне. У нас ведь большинство приходящих в храм считают себя православными людьми, но часто либо не знают, либо не всегда исполняют нормы и правила церковной жизни. А патриарх активно на этом настаивает и практически в каждом своем выступлении перед епархиальным собранием г. Москвы (а он - епископ Москвы) выражает беспокойство по поводу развития общинной жизни.

Значительна роль патриарха и в укреплении межрелигиозного диалога. У Русской православной церкви ведущая роль в выстраивании этого диалога с самыми разными традиционными религиями и конфессиями в России.

Церковь играет большую роль и в выстраивании патриотической позиции на всем религиозном пространстве России.

Среди серьезных испытаний, выпавших на долю патриарха Кирилла, я бы выделил модернизацию церковного пространства, которую называют "реформами патриарха Кирилла". Он резко увеличил количество епархий и епископов, способствовал росту числа приходов и активизации общинной жизни. И эта перенастройка церковного пространства была своего рода вызовом и для церкви и для общества ( которое почувствовало усиление роли церкви) и для самого Святейшего патриарха. "Реформы" вызвали появление большого количества молодого духовенства, которое еще надо было - в церковном смысле слова - воспитать. Чем, собственно, патриарх Кирилл и занимается. Мы периодически слышим его увещевания о том, как лучше верующим вести себя в соцсетях, или советы священникам- блогерам. Это совершенно новое явление, которого до патриарха Кирилла не было. И появилось оно как раз в силу того оживления церковной жизни, которому он способствовал.

Вызовом для церкви стали и все события, связанные с Украиной, начиная с 2014 года. Нужно было вырабатывать особые отношения с Украинской православной церковью, стремясь сохранить каноническое украинское православие.

Конечно, для патриарха Кирилла была важна интерпретация этих событий внутри России и за ее пределами. Патриарх не раз говорил, что Украина (которой он еще до патриаршества уделял очень много внимания, а уж с 2009 года и вовсе постоянно ездил на Украину, иногда по два раза в год) это его личная боль.

Отдельная тема - раскол мирового православия, частично связанный с Украиной и с отношениями с Константинопольским патриархатом.

Он прошел по разным странам и континентам, и стал своего рода вызовом, который подвиг Русскую православную церковь более широко и открыто заявлять о своих интересах и миссии в мире. И в результате этого размежевания у Русской церкви появилась возможность организовать епархии в Юго-Восточной Азии и Африке, активизировать работу в Латинской Америке, других регионах мира, и по-другому выстраивать работу в Европе. То есть очень сложная ситуация раскола была использована патриархом Кириллом для более активной миссии церкви, к которой она, собственно, и призвана.

В масс-медиа и у широкой публики складывается определенный публичный образ патриарха, он меняется, но сам патриарх и его принципы, которые он исповедует, я думаю, не меняются. И в нововведениях, которые он предлагал во внутрицерковной жизни и во внешней церковной деятельности, он преследует одни и те же принципы. Эти принципы предполагают развитие церковной жизни в самых разных социальных и культурных направлениях и активизацию общественной роли церкви внутри страны. Во внешнецерковной деятельности он следует принципам защиты интересов и канонической церковной территории и особого внимания к миссии. А миссия церкви - проповедь. Не стоит это забывать, увлеченно обсуждая всякие политические вещи, связанные с церковной деятельностью.

Если говорить о том, как менялся публичный образ патриарха, то я бы обратил внимание на 2012 год, когда патриарх Кирилл и церковь столкнулись с этаким либеральным вызовом и оскорблением в свой адрес. Либеральная часть общества, критически настроенная к церкви, почувствовала усиление ее роли, это вызвало у нее болезненную реакцию и вылилось в танцах известной группы в храме Христа Спасителя. после этого в публичном поле образ патриарха стал восприниматься, конечно, в более консервативном ключе. Но это было объективно связано с тем, что церковь не могла не отреагировать на оскорбление в свой адрес. И масса других нападок уже лично на патриарха и попыток устроить скандалы в отношении него - указывает на то, что некоторые круги, может быть, и хотели бы сломать церковь, но монолитный и несгибаемый характер патриарха Кирилла не дал ее сломать или разделить по политическому признаку.

И конечно, коррективы в образ патриарха Киилла вносили украинские события, начиная с 2014 года. Я думаю, что они закалили патриарха, добавили ему к ответственности за судьбу церкви и церковного сообщества, большей строгости ( иногда жесткости) и понимания роли церкви в жизни государства и всего Русского мира.

Но это как в жизни каждого из нас: испытания накладывают свой отпечаток на человека, делая его в чем-то жестче, а в чем-то сильнее - для того, чтобы он готов к преодолению новых испытаний.

Стойкий характер патриарха помог закалиться и церкви, и обществу. Я думаю, что все это добавило еще одну черту в его образ: он стал восприниматься человеком, поддерживающим общество, граждан, само государство, нашу культуру, именно в тот момент, когда они подвергаются жестким нападкам со всех сторон.