23.05.2024 03:00
Поделиться

За десять лет в России открылось более сотни фуд-холлов

Более сотни фуд-холлов появилось в России за последние десять лет. До конца года, как ожидается, их число вырастет еще почти на четверть. Эксперты говорят, что формат интересен потребителям из-за широкого предложения интересных ресторанов и кафе в одном месте, а также благодаря демократичным ценам, которые хоть и выше, чем на фуд-кортах, но ниже, чем в отдельно стоящих заведениях.
В московских фуд-холлах за последние пять лет вдвое сократилась доля ближневосточной кухни и морепродуктов, но значительно выросли заведения с напитками, смузи и чаями, а также с десертами.
В московских фуд-холлах за последние пять лет вдвое сократилась доля ближневосточной кухни и морепродуктов, но значительно выросли заведения с напитками, смузи и чаями, а также с десертами. / Татьяна Андреева

Фуд-холлы, которые называют еще гастромаркетами, нужно отличать от фуд-кортов. Последние - это площадки в торговых центрах, где люди перекусывают и отдыхают во время шопинга, тогда как фуд-холл - это гастрономическая площадка с набором уникальных концепций общепита и зачастую с зоной для проведения мероприятий, поясняют эксперты NF Group. В России этот формат появился около 10 лет назад. Сейчас в Москве работает 63 фуд-холла, в Санкт-Петербурге 16, еще 43 - в 30 других городах страны.

Формат развивается в нескольких направлениях. 38% площадей работают в рамках торговых центров, 55% в отдельно стоящих зданиях (например, это бывшие сельскохозяйственные рынки). Некоторые фуд-холлы работают в общественных пространствах - например, в Санкт-Петербурге есть фуд-холл в офисном центре, а в Томске - в пространстве с киберспортивным клубом, зоной коворкинга и фуд-холлом.

По итогам I квартала, по данным NF Group, в фуд-холлах работало более 2 тыс. заведений общепита. В тройку лидеров входят паназиатская кухня, кофе и десерты, а также европейская кухня. В московских фуд-холлах за последние пять лет вдвое сократилась доля ближневосточной кухни и морепродуктов, но значительно выросли заведения с напитками, смузи и чаями, а также с десертами.

В Санкт-Петербурге популярно здоровье питание, на такие заведения приходится 7-8% площадок. В других городах это одна из самых непопулярных концепций, лишь 3-4%. В Московском регионе вместо этого распространены ближневосточная и кавказская кухни, в других регионах - так называемая "уличная еда": бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях, вафли, шаурма и пр.

В ближайшие годы, по мнению экспертов, можно ожидать появления новых фуд-холлов в нестоличных регионах, в том числе в новых локациях (например, в Смоленске) . Там, где такого формата не было, будет делаться акцент на новизну, где уже есть - на уникальность досуговых и визуальных составляющих, прогнозируют эксперты.

Заведения здорового питания популярны только в Санкт-Петербурге

Формат фуд-холлов набирает все больше резонанса и у молодежи, и у старшего поколения, говорит гендиректор Market Liner Максим Гуржий. Фудхоллы предлагают широкий ассортимент, доступный средний чек при качестве, как в ресторане среднего уровня. Кроме того, в таких локациях проводятся событийные и развлекательные мероприятия: выступают музыкальные группы, проводятся детские интерактивы, кулинарные мастер-классы и много другое. Такого нет ни в классических ресторанах, ни в фудкортах. "Все мы знаем человеческую природу: старое "приедается", люди хотят чего-то нового, новое приходит, встречается с сопротивлением, а далее обретает успех. Примерно так сейчас и выглядит вектор развития фудхоллов, которые становятся якорными арендаторами и генерируют большой трафик для торговых центров", - говорит он.

Генеральный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица считает, что формат будет развиваться и дальше: он популярен благодаря умеренным ценам и разнообразию представленных там заведений. Причем, часто это заведения с необычными, интересными концепциями на одной территории. Уж точно это не привычный набор на фуд-корте в торговом центре. Удобство заключается еще и в том, что нет необходимости резервировать столик: нет мест в одном заведении - легко переместиться в другое по соседству. Проблема есть разве что в наличии подходящих для такого формата площадок, говорит Перепелица. Фуд-холлам нужно немало места. Часто они размещаются на территории бывших промышленных предприятий. А они в основном уже выведены за черту города. Кроме того, надо понимать, что это все-таки не фаст-фуд - ценник тут выше. Поэтому формат будет развиваться в тех регионах, где потребитель готов тратить больше, чем 350 руб. за бизнес-ланч.

По мнению председателя координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергея Миронова, напротив, фуд-холлы мало чем отличаются от фуд-кортов. Этот формат был популярен несколько лет назад, и сейчас популярность сходит на нет. По большому счету, все зависит от локации. Если в любимый ресторан поедешь и "в медвежий угол", то специально ехать на фуд-холл, расположенный в неудачной локации, точно не захочешь, считает эксперт.