Конфискация активов - это экономическая война без правил
Георгий Бовт: Указ об изъятии активов США охладит желающих экономической войны
26.05.2024 08:00
26.05.2024 08:00
Поделиться
На днях Владимир Путин подписал указ об использовании американского имущества в России для компенсации ущерба от изъятия имущества России в США. Прописан порядок компенсации ущерба России и ЦБ от недружественных действий США. Решение о компенсации ущерба для российских истцов будет принимать суд, спецкомиссия займется выявлением в России такого имущества. Это стало ответом на действия Запада, в том числе США, по заморозке российских активов, на решение об использовании доходов от них в пользу Украины, а также отдельно на американский закон о возможности полной конфискации активов РФ в США. Начнем с последнего.

Возможность конфискации российских суверенных (подчеркнем - не частных) активов РФ предусмотрена недавно принятым законом об иностранной помощи, где Украине причитается 61 млрд долл. Однако конфискация прямо не предписана: администрация может это сделать. В указе Путина не зря проведена мысль о "зеркальности" действий: если Америка сделает первый шаг, то последует ответ. В США российских суверенных активов примерно на 5 млрд долл., они заморожены, но принадлежат России. Закон требует от президента и Минфина США идентифицировать активы РФ в США в течение 90 дней и доложить Конгрессу в течение 180 дней. И только через месяц после этого президенту будет разрешено "арестовать, конфисковать или передать в собственность" любые суверенные активы РФ в юрисдикции США. Однако Вашингтон хочет заручиться поддержкой всей "G7". Да и в законе США прямо сказано, что "любые усилия по конфискации и перепрофилированию суверенных активов России" должны предприниматься совместно с союзниками, включая "G7" и ЕС, "в рамках скоординированных усилий". Вопрос вынесен на саммит в июне в Италии.

Пока глава Минфина США Джанет Йеллен признает, что страны G7 не согласовали концепцию использования активов России даже в общих чертах. Но они останутся заблокированными и после завершения конфликта еще несколько лет (дескать, пока Москва не выплатит компенсацию Киеву). Опасения Европы понятны. Во-первых, может, придется восстанавливать отношения, тогда как в Европе заморожено авуаров куда больше, чем в США - немногим менее 300 млрд долл. Во-вторых, евро - гораздо более уязвимая валюта, чем доллар. Если другие иностранные инвесторы увидят, как в отношении РФ "уважают право частной собственности", они в Европу деньги вкладывать поостерегутся. Не случайно, и глава европейского ЦБ Кристин Лагард, и крупнейший европейский депозитарий Euroclear выступают, как и лидеры ряда стран ЕС (прежде всего Франции и Германии), против конфискации. Это ведь, по сути, "ядерное оружие в экономике", потом будут руины. Хотя в Европе тоже есть и те, кто готов устроить руины. Так, парламент Эстонии первым в мире принял закон о конфискации российских активов уже и физлиц, и предприятий. Как сказано, "способствовавших противоправной деятельности России", что можно трактовать весьма широко. Да еще решение об изъятии имущества в пользу Украины будет принимать МИД во внесудебном порядке. Сумма намеченных к передаче Киеву активов сравнительно небольшая - менее 40 млн евро, однако важен прецедент.

Москва воспримет конфискацию не только активов, но и дохода с них как неприкрытый грабеж

В руководстве ЕС пока решились "прихватизировать" только доходы с замороженных активов. Это, мол, "непредвиденный доход", и он России не принадлежит. Как если бы у вас взяли 100 тыс. руб., положили под процент и эти доходы потом присвоили. Только в этом году на замороженные активы может "накапать" до 3 млрд евро процентов. Речь только о доходах, полученных после 15 февраля 2024 года европейскими депозитариями, владеющими российскими суверенными активами на сумму более 1 млн евро. Ранее ЕС решил не передавать Украине примерно 5 млрд евро доходов, полученных от инвестирования замороженных российских активов ранее, за два года конфликта. Эти деньги останутся у брюссельского депозитария Euroclear для покрытия судебных издержек. Российские компании уже подали 94 иска в России против Euroclear с требованием вернуть заблокированные средства. И вот депозитарий собирается судиться с русскими за их же деньги.

90% доходов от активов пойдут на поддержку Киева (через "Европейский фонд мира"). В Euroclear хранится 192 млрд евро только государственных российских активов. Другие части находятся во Франции, в люксембургском депозитарии Eurostream и ФРГ, а также в Канаде, Японии, США, Великобритании и т.д. В феврале саммит ЕС, одобрив выделение Украине 50 млрд евро на четыре года, разделил сумму: 33 млрд кредитами, а 17 млрд грантами. Сумма "грантов" поразительно совпадает с оценочной величиной доходов от замороженных российских активов за четыре года.

Москва не раз давала понять, что воспримет конфискацию не только активов, но и дохода с них как неприкрытый грабеж. Варианты ответных действий не раскрывались. Впрочем, в вышеупомянутом указе президента Путина эти меры просматриваются. В отношении США конфискации могут быть подвергнуты в том числе и частные активы граждан и компаний. О чем, кстати, в конце апреля (когда приняли американский закон о конфискации) предупреждал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев: мол, у нас нет столько госсобственности США, посему мы ответим асимметрично.

Еще Россия может в ответ на действия ЕС арестовать 33 млрд евро средств Euroclear в Национальном расчетном депозитарии в Москве; подать иски с требованием ареста средств Euroclear в депозитариях ценных бумаг в Гонконге и Дубае. Если Euroclear разорится и ЦБ Бельгии отзовет у него лицензию, это может вызвать мировой финансовый кризис, поскольку Euroclear хранит активы на 37 трлн евро.

Только в этом году на замороженные активы может "накапать" до 3 млрд евро процентов

Что касается прочих западных активов в РФ, то по большей части речь идет о частных или корпоративных, и часто это те компании, которые все-таки остались работать в стране. По некоторым оценкам, сумма составляет около 288 млрд долл. Если дойдет до тотальной экономической войны (в случае, скажем, прямого военного столкновения с НАТО), то будет уже не до юридических сантиментов. Последние еще не исчерпаны. Возможно, указ Путина подействует охлаждающе на тех, кто хочет развязать экономическую войну без правил.

Георгий Бовт
политолог
Поделиться