По шкале справедливости: Законопроект о совершенствовании налоговой системы внесут в Госдуму в весеннюю сессию

Законопроект о совершенствовании налоговой системы будет внесен правительством в Госдуму в весеннюю сессию, то есть до августа. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Малый бизнес, развиваясь, может стать средним или крупным и перейти на общую систему налогообложения.
Малый бизнес, развиваясь, может стать средним или крупным и перейти на общую систему налогообложения. / Александр Корольков/ РГ

Он подписал рекомендации Госдумы, подготовленные по итогам парламентских слушаний концепции совершенствования налоговой системы России. Это мероприятие состоялось в Госдуме 23 мая с участием министра финансов Антона Силуанова.

Володин назвал ряд ключевых принципов, которые должны лечь в основу правительственного законопроекта. Главное - это справедливость налогообложения граждан и создание условий для развития бизнеса. Он подчеркнул, что прогрессивная шкала налогообложения не должна затронуть участников специальной военной операции, которые защищают страну. Также важно поддержать многодетные семьи.

Кроме того, он обратил внимание на защиту от ухудшения финансовой ситуации для среднего класса, "который сегодня только встает на ноги". Как отметил Володин, это врачи, учителя, представители малого бизнеса. "Основная нагрузка должна лечь на богатых", - уверен спикер Госдумы.

По словам председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, ставка подоходного налога 13% не должна меняться для тех, чей доход не превышает 150 тыс. рублей в месяц.

Депутат затронул тему самозанятых. Одна из рекомендаций, которую Госдума дает правительству - это сохранение режима налога на профессиональный доход в неизменном виде. Этого ждут более 10 млн человек, - подчеркнул он.

Прогрессивная шкала налогообложения не должна затронуть участников специальной военной операции, не изменятся налоги для самозанятых

Тем более что оформиться самозанятым очень легко, все общение с налоговой происходит путем нажатия нескольких кнопок в телефоне. Привлекательность этого режима подвигает людей, которые раньше вообще не платили налогов, становиться самозанятыми. Самозанятые платят более низкий налог - 4%, если ты работаешь с физическими лицами, 6% - если с юридическими лицами, - который, по сути, тоже является подоходным, с большей суммы - 200 тыс. в месяц или 2,4 млн в год. И этот момент обязательно надо учесть при рассмотрении справедливой шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

А когда речь идет об установлении верхней планки, надо иметь в виду, что, если она будет чрезмерной, это послужит стимулом для ухода от уплаты налогов.

И этот момент обязательно надо учесть при рассмотрении справедливой шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). А когда речь идет об установлении верхней планки, надо иметь в виду, что, если она будет чрезмерной, это послужит стимулом для ухода от уплаты налогов.

"Мы полагаем, что максимальную справедливость обеспечит прогрессивная шкала, но с несколькими ступенями, что позволит плавно переходить из одной категории заработка в другую", - отметил Макаров.

Правовые аспекты налогообложения эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Еще одна задача - поддержка малого бизнеса. Вопрос, который чаще всего поднимается его представителями - упрощенная система налогообложения - один из самых удобных режимов для малого бизнеса, продолжил Макаров. Есть несколько проблем, о которых говорит бизнес. Если малый бизнес успешно развивается, он может стать средним или крупным, и тогда он вынужден перейти на общую систему налогообложения, которая может убить бизнес.

Этих людей услышал президент страны, и он предложил две очень важные инициативы: сделать для тех, кто вырос, плавный переход с режима упрощенной системы на общий режим налогообложения. Плюс - объявить амнистию для тех, кто вырос и раздробил свой бизнес для уменьшения налогообложения.

"Как сделать так, чтобы люди, которые уже дробили свой бизнес, не боялись это показать и не боялись вернуться в легальное поле, это тоже содержится в наших рекомендациях, - сказал Макаров. - С другой стороны, основное количество малого бизнеса находится в интервале до 60 млн руб. Я имею в виду цифру, далеко больше, чем 90%. У них нет проблемы ни с амнистией, ни с переходом на общий режим. Поэтому наша рекомендация - это выполнение их просьбы: не трогайте нас, дайте нам возможность работать в тех условиях, в которых мы работаем сегодня".

Что еще важно - это учесть поручения по налоговым вычетам. Он пояснил, что система социального казначейства уже создана и работает в стране, она позволяет проводить вычеты без дополнительных усилий со стороны граждан. Они должны предоставляться государством в автоматическом режиме.

Важно посмотреть такие предложения, как неизменность налоговых ставок по вкладам в банк, доходы в виде процентов по депозитам. "Многие люди, когда хранят деньги в банках, рассчитывают на них. И повышение ставок в этой части будет способствовать не только оттоку денег, но и прекращению этих дополнительных доходов у людей. Поэтому мы считаем, что эти средства лучше не учитывать при повышении ставок налога", - считает парламентарий.

Важно рассмотреть такие предложения, как неизменность налоговых ставок по вкладам в банк, доходы в виде процентов по депозитам, считают в Госдуме

Также, по словам Макарова, бизнес говорит, что он готов к увеличению ставок, но при этом нужно установить систему поддержки тех, кто решает задачи технологического суверенитета страны, развития бизнеса, и параллельно перекрыть лазейки тем, кто уходит от налога на прибыль. Почему именно бизнес об этом говорит? Потому что продукция тех, кто честно платит налоги, становится неконкурентной по сравнению с теми, кто их не платит.

"Нам кажется, что изменения налогообложения прибыли предприятий и организаций должны пойти именно этими путями. С одной стороны, поддержка инвестиционной составляющей, и в этих целях необходимо настраивать и вводить механизм федерального инвестиционного вычета тем, кто вкладывает в средства достижения национальных целей развития страны, чтобы они получали действительно преимущество, а с другой стороны - перекрыть лазейки для недобросовестных налогоплательщиков, чтобы создать добросовестным налогоплательщикам максимально комфортные условия для работы", - подчеркнул председатель комитета.