26.05.2024 09:12
Поделиться

В Екатеринбурге состоялась мировая премьера мюзикла "Человек, который смеется"

Романы Гюго хороши для мюзикла: душераздирающе мелодраматичны, социально озабочены и беспредельно эмоциональны. Но громоздки и сюжетно запутанны. Переделки огромных литературных массивов для театра и кино шокируют потерями, но радуют обретениями - в другом жанре рождается другое произведение, сопоставлять его с оригиналом бессмысленно. Так было с "Собором Парижской богоматери" и "Отверженными". Думаю, это единственно верный путь - кто у нас любитель рассматривать живые иллюстрации к книжке, сетуя, что представлял героев другими!

Свердловский театр музыкальной комедии дал мировую премьеру "Человека, который смеется". Мюзикла, развившегося из либретто Александра Шишова, написанного как зонг-опера. Но затем в качестве соавторов подключились композитор Сергей Дрезнин и режиссер Нина Чусова - и тогда возник мюзикл.

Сохранен сюжетный ход (изуродованный в детстве герой из социальных низов попадает в круг королевской знати, поддается соблазнам и едва не предает свою любовь к слепой девушке Дее), но правильно выстроенный и талантливо придуманный музыкальный театр обеспечивает этому пунктиру новые краски, глубину и чувственность. Не говоря о неизбежном в этом жанре благополучном финале.

Опробовав микс музыкальных стилей от хорала до рэпа на золотомасочном мюзикле "Екатерина Великая" - своем дебюте в этом театре - Сергей Дрезнин снова предлагает симбиоз классики с роком и джазом, но еще более сложный, ставящий серьезные вызовы перед вокалистами и требующий более искушенной публики; и то, и другое в Екатеринбурге есть. Написано симфоджазовое полотно с включением рок-группы; иногда почти опера с диалогами, много активно действующих хоров.

Для характеристики развлекающейся интригами знати привлечены кабаретные мотивы, джаз, ритмы босановы и танго; влюбленным героям отданы исповедальные монологи, негодяю и доносчику Баркильфедро - сарказм саморазоблачающейся душонки, социальная тема дана в бунтарской песне Гуинплена "Рай для богатых создан из ада для бедных", финал восхитительно стилизован под староанглийский фольклорный танец.

С хорошей злостью написан гротеск "Государственный аппарат": "Мы не полиция и даже не суд, но - несут, несут и несут…" Потенциальных хитов много. Замечательны аранжировки Валентина Барыкина и оркестр Эхтибара Ахмедова - полнозвучны, изобретательны, разнообразны, аутентичны по инструментовке.

В сценографии Владимира Мартиросова доминируют темы древнего Лондона, его социальных "низов" и "верхов". Режиссура Нины Чусовой эмоциональна, отлично чувствует все музыкальные вибрации и скрупулезна в работе с актерами: в каждом открыты новые, неожиданные резервы.

Это спектакль, где в авторах вся постановочная команда: два состава исполнителей создали две разных версии характеров, типов и эмоций. Оба не только сильны, но предлагают два самобытных спектакля, в каждом свои открытия и жемчужины, оба нужно смотреть. Это ноу-хау екатеринбургского театра, его традиция (вспомним "Мертвые души"), и прекрасно, что с приходом нового художественного руководства она продолжена.

В первый вечер Гуинпленом был Илья Жирнов - недавно певший в хоре молодой артист быстро растет вокально и актерски, уже был отличным Сирано в Театре мюзикла, и это его первая главная, звездная роль в Музкомедии. Его Гуинплен наивен и доверчив, по-юношески пластичен, легко покупается на соблазны коварной судьбы, но врожденное благородство возвращает его к добру и свету.

У премьера театра Андрея Опольского он более мужественен и резок, но беззащитно романтичен, его чувства контрастны от мечтательности до яростного бунтарства против всей этой системы, построенной на интригах и лжи. Оба хороши как в балаганных сценах с площадным театром, так и в лирике, и в бунте, оба спортивны и красивы странной, экзотической красотой (гримы Дарьи Непомнящих, костюмы Анастасии Глебовой).

Из двух разных Дей мне показалась органичней как бы невесомая Ксения Устьянцева, у нее даже пение хрупкое, эфемерное. У Светланы Карповой она более земная и менее поэтичная; обе исполнительницы прекрасно передают пластику героини, которая слепа и живет в своем замкнутом мире.

Королева Анна у Гюго существует лишь как обстоятельство образа действия, здесь она получила большую роль и выразительный сценический облик. Она и судьбы вершит, и события комментирует, обсуждая их с философическим бродягой Урсусом - по-разному гротескные жанровые работы Светланы Кадочниковой и Татьяны Мокроусовой; в роли открывающего шоу Урсуса Александр Копылов и Леонид Чугунников.

Практически разные спектакли играют Игорь Ладейщиков и Олег Прохоров в роли интригана Баркильфедро: первый упирает на притягательную эффектность зла, второй - на его психологические аберрации. И невозможно отдать предпочтение ни одному из лордов Дэвидов - и Евгений Толстов, и Евгений Елпашев блистательно соединяют повадку бездельников-аристократов старого Лондона с современными мажорами, их имитирующими.

Тот же стилевой микс - в работах Марии Виненковой и Светланы Ячменевой, неназойливо, легким мазком объединивших в своей Джозиане портреты светской безделушки XVII века и "звезды" элитных вечеринок наших дней.

Режиссер Нина Чусова отлично чувствует все музыкальные вибрации и скрупулезна в работе с актерами

Нельзя не сказать о верном спутнике главных героев Волке - его играют три собаки: Муха, Шани и Харви - все три из дворянских семей и в любую минуту готовы перетянуть на себя одеяло. Выразительны все вплоть до артистов хора и миманса - у каждого своя "изюминка": любовь режиссера к артисту и азарт открытия его возможностей чувствуются в каждой сцене, лирической или массовой.

Премьера прошла триумфально и подтвердила готовность екатеринбургской труппы к любым, самым амбициозным проектам: "Труппа-мечта" - резюмировала Нина Чусова.