27.05.2024 10:54
Поделиться

РИФ-2024: Экономика Рунета выросла на 40% в 2023 году

На конференции РИФ-2024 РАЭК представила итоги ежегодного исследования "Экономика Рунета". Рунет вырос в 2023 году на 40% по отношению к 2022 году. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2023 году составил 17,1 трлн рублей. При этом ожидается, что по итогам 2024 года экономика Рунета покажет рост 40% и увеличится в объемах до 23,8 трлн рублей.

Главный вывод по словам главы РАЭК Сергея Гребенникова, состоит в том, что экономика Рунета сумела адаптироваться к новым условиям.

"Если 2022 год стал для российской интернет-экономики годом глобальной перестройки всех процессов, то в 2023 интернет-рынки адаптировались к состоянию высоких рисков и неопределенности. Те рынки, которые в 2022 году показали отрицательную динамику, в 2023 году перешли к росту. В результате по итогам года экономика Рунета вернулась к привычным темпам роста, что не может не радовать", - говорит Гребенников.

По оценкам РАЭК, в 2023 году интернет-экономика России выросла на 40% по отношению к 2022 году и достигла объема 17,1 трлн руб. Декабрьский прогноз относительно 35-процентного роста был пересмотрен в сторону увеличения за счет сильных результатов четвертого квартала. Также была пересмотрена методология подсчета ряда интернет-рынков.

Вклад интернет-экономики в экономику России в 2023 году составил 17,1 трлн рублей
Вклад интернет-экономики в экономику России в 2023 году составил 17,1 трлн рублей Фото: Олег Капранов/РГ

Сегмент интернет-рекламы и маркетинга по итогам 2023 года показал рост на 45% относительно 2022 года, его объем составил 564 млрд рублей.

Отдельно РАЭК оценила рынок продвижения на маркетплейсах (т.н. ритейл-медиа). По оценкам Ассоциации, в 2023 году рекламные доходы платформ электронной коммерции составили порядка 180 млрд рублей.

Сегмент электронной коммерции в 2023 году достиг объема 15,9 трлн рублей, показав рост 39% относительно 2022 года. Таким образом, на сегмент приходится 93% всей российской интернет-экономики.

Самым большим по объему является рынок онлайн-ритейла. В 2023 году он вырос на 35% - до 5,3 трлн рублей. Доля онлайн-ритейла в объеме розничной торговли России в 2023 году, по оценкам РАЭК, достигла 13% (включая онлайн-торговлю продуктами питания и FMCG, без учета трансграничной торговли). Основным драйвером роста рынка продолжает оставаться перетекание покупок потребителей в онлайн.

"Мы пришли в ситуацию, когда любой житель России из самого дальнего уголка страны может воспользоваться - это, может быть, странно прозвучит - благами цивилизации. Это то, чего мы еще не имели несколько лет назад", - отметил заместитель управляющего директора OZON Алексей Минаев.

По его словам, сегодня порядка 80% интернет-заказов делается именно в маркетплейсах.

Цифровизация не обошла стороной и отрасль недвижимости: сейчас это направление с точки зрения развития генеративных сетей в России занимает четвертое место. Так, например, 20% компаний-респондентов уже используют генеративный искусственный интеллект для своих бизнес-задач, заявил гендиректор Циан Дмитрий Григорьев.

Сегмент инфраструктуры в 2023 году увеличился в объемах до 399,4 млрд рублей, показав рост 33% относительно 2022 года. В этом сегменте присутствует рынок облачной инфраструктуры (включая IaaS, PaaS, DBaaS, облачный хостинг, а также ЦОД), рынок SaaS (ПО как сервис), рынок хостинга и рынок доменов.

Существенный тренд здесь - повышенные требования к безопасности облачных решений. Вопросы кибербезопасности сегодня являются приоритетными для организаций на фоне растущего количества кибератак, рисков компрометации данных и перспектив введения оборотных штрафов за нарушения, приведшие к утечкам персональных данных. В первую очередь, это относится к провайдерам облачных сервисов, поскольку организации переносят в облако все больше операций и данных.

Объем сегмента цифрового контента в 2023 году оценивается РАЭК в 186 млрд рублей. Рост объемов сегмента относительно 2022 года составил 99%. Драйвером рынка стал интерес пользователей к российскому развлекательному контенту. Принципиально важным считает глава ИРИ Алексей Гореславский то, что россияне продолжают смотреть и контент, ушедших из России платформ, то есть речь не идет о том, что российский контент начал расти в отсутствие конкуренции. "Думаю, что если бы западные мейджоры остались в России, то баланс был бы примерно равный - 6 на 7, 7 на 8", - отметил Гореславский.

Он также добавил, что в этом сегменте важны игроки, которые готовы довести начатое до конца, сохранив при этом формат, в котором проект изначально задумывался. Однако производство контента - это "долгий процесс", в котором ИРИ смотрит на большой комплекс факторов, включая идею, соответствие содержания логическим посылам, финансовую самостоятельность и ответственность.

Самым большим сегментом остается рынок онлайн-торговли

Объем рынка цифровых книг в 2023 году составил 13 млрд рублей, увеличившись на 15% относительно 2022 года. Драйверы роста рынка: развитие подписной модели, аудиокниги, а также интерес аудитории к произведениям независимых авторов.

В составе рынка онлайн-игр учтены выручка российских игровых студий, платежи через AppStore, доходы игровых платформ (VK Play, Яндекс Игры, Absolute Games и др.), а также доходы посредников. Общий объем рынка по итогам 2023 года оценивается в 75 млрд рублей. Большая часть платежей пользователей за онлайн-игры по-прежнему находится в "серой зоне": в связи с недоступностью на территории России "топовых" игр зарубежных разработчиков геймеры используют такие схемы, как регистрация зарубежных аккаунтов, оплата по подарочным картам или картам зарубежных банков, а также скачивание нелицензионных копий игр у "пиратов". По оценкам онлайн-школы разработки игр XYZ School, в 2023 году нелицензионные копии игр скачивали 73% российских геймеров.

Что касается прогнозов, то ожидается, что по итогам 2024 года экономика Рунета покажет рост 40% и увеличится в объемах до 23,8 трлн рублей. Главным драйвером роста, как и в предыдущие годы, станет сегмент электронной коммерции, который, согласно прогнозам, вырастет в объемах на 40%. Рост сегмента интернет-рекламы и маркетинга составит 35%, сегмент инфраструктуры увеличится на 30%, сегмент цифрового контента - на 25%. На итоговую динамику могут повлиять такие факторы, как отмена налоговых льгот для IT-компаний, регуляторные инициативы, инфляция и изменение курса рубля, а также геополитическая ситуация, в первую очередь, санкционные ограничения относительно поставок технологической продукции и других подсанкционных товаров и возможностей совершения трансграничных платежей.