28.05.2024 12:43
Поделиться

Оправдать старуху из "Сказки о рыбаке и рыбке". Взгляд молодого режиссера на сказки Пушкина

Многие ли задумывались о судьбе старухи, требовавшей от золотой рыбки сделать ее царицей?

Или какую тайну скрывает Шамаханская царица? Молодой режиссер Илья Архипов решил копнуть в истории героев "Сказки о попе и его работнике его Балде", "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о Золотом петушке". В итоге в афише Музыкального театра им. Шаляпина (бывшего петербургского Мюзик-Холла) появился мюзикл - яркий замес образного поэтического стиха и народной музыки. Премьерные показы состоятся 1 и 2 июня в Петербурге на сцене Дома офицеров. А накануне мы поговорили с режиссером и первым делом расшифровали название нового спектакля - "ВЫ МЫ СЛЫ" (которые к тому же на афише пишутся столбиком, а не в строчку).

Илья, название вашего мюзикла, конечно же, ассоциируется со знаменитой строчкой "над вымыслом слезами обольюсь" - из пушкинской "Элегии". Но прописные буквы намекают на какой-то еще подтекст...

Илья Архипов: Да, в визуализации названия закодирована одна из идей нашего спектакля. Мы принципиально пишем "ВЫМЫСЛЫ" не только прописными буквами, но и столбиком в три строчки. "ВЫ" - это зрители, "МЫ" - это артисты. "СЛЫ" - это "слышать". И в то же время это наше обращение к самому Пушкину: "Александр Сергеевич, послушайте, как мы вас сегодня читаем". А можно и по-другому: "Александр Сергеевич, мы вас слышим".

Это все наши ключи, которыми мы открываем сказки Пушкина. Когда мы стали глубже копать и вчитываться - и вслушиваться - в тексты, то поняли, что это не только кладезь народной мудрости. Это еще и истории про живых людей.

Нам хотелось не только удивить зрителей зрелищностью и чудесными перевоплощениями, но и открыть им глубину сказок Пушкина. И отдавая дань традиции, подарить героям "современное лицо".

Открыть глубину, подарить современное лицо - что вы имеете в виду?

Илья Архипов: Мы постарались строить повествование так, чтобы было понятно: человек, который на первый взгляд, выглядит как-то нелицеприятно - не стопроцентно отрицательный персонаж…

Современный подход - в том, чтобы оправдать старуху из "Золотой рыбки".

Илья Архипов: Конечно. Ну стал бы Пушкин, который обожал женщин, боготворил их, который посвятил своей любимой няне не одну строчку, - писать про злую, жадную, противную старуху? Нет, она только "как будто" злая. А на самом деле - несчастливая женщина, вот и все. И мы с хореографом-постановщиком Никитой Борисом придумали, как мне кажется, интересную историю - день встречи героев, когда они были еще совсем юными. Может, это случилось в ночь на Ивана Купалу, когда девушки гадают на суженого и на будущее. Мы даже назвали их как героев замечательной русской народной песни про Валентинушку и Николаешку.

Пушкинские сказки разлетелись на афоризмы и поговорки. Через них мы постигаем мир, учимся различать добро и зло

Эта песня звучит в спектакле?

Илья Архипов: Да, у нас весь первый акт построен на народных мотивах. И золотая рыбка дана нашим Валентинушке и Николаешке для того, чтобы они поняли ценность друг друга. На какой-то короткий срок у старухи появился дворец, сотни слуг, поданных, а когда все это исчезает в один момент, все, что у нее остается - это старик. Потому что он ее любит. Он прощает ей то, как она обошлась с ним, когда была столбовой дворянкой и царицей. А она осознает, что они не напрасно прожили вместе 30 лет и три года…

По-своему драматична история и царя Додона в "Золотом петушке". Мы расскажем, почему Шамаханская царица так его восхитила - она вначале появляется в его снах, как силуэт, как образ прекрасной любви, к которой он стремится под закат своей жизни. И хотя, в конце концов, он погибнет от клюва петушка - но это произойдет тогда, когда он ощутит себя в полной мощи - и как правитель, и как мужчина, победивший и неприятеля на войне, и своенравную красавицу-невесту... Так что из жизни он уйдет абсолютно счастливым.

Вы даете героям своего спектакля интересные судьбы.

Илья Архипов: Это не я, это Пушкин - у любого его персонажа есть судьба, даже если он появляется на несколько мгновений. Надо просто читать его сочинения с любовью, с интересом. Как, кстати, и моего любимого Гоголя. Ведь, казалось бы, зачем такие нюансы, как в повести "Нос" - торговка очищенными апельсинами на Воскресенском мосту? Но в этом - жизнь Петербурга, его обитателей. От этих штрихов история майора Ковалева становится объемнее, интереснее.

Спектакль наполнен этническими мотивами. Кажется, это теперь модно - все чаще со сцен драмтеатров звучат русские напевы...

Илья Архипов: И слава богу. И еще мне очень нравится, что огромное количество молодых исполнителей, например, Zventa Sventana, пытаются придать народной песне современное звучание, подчеркивая смыслы, которые в нее вкладывали предки. Музыка звучит в России на протяжении всей ее истории, и в горе, и в радости. Давно уже не живем в деревнях, а этот код - в нас. Первое, что мы слышим - колыбельные и сказки. Кому из нас не пели "баю-баюшки-баю" или не читали "у Лукоморья дуб зеленый?" Пушкинские сказки и вовсе разлетелись на афоризмы и поговорки. Через них, через волшебные истории и песни мы постигаем в детстве мир, учимся различать добро и зло…

Не случайно же мы осознали вдруг, что погнались за мишурой и стали упускать пласты своей культуры. Могу сказать, что в моем кругу огромное количество молодых людей задаются вопросами: "Кто я? Зачем я здесь? В чем мое предназначение?". Мы ищем себя в прошлом…

По-моему, симпатично, когда фолк звучит не как архаика, а актуализируется на современный слух и вкус.

Илья Архипов: В нашем спектакле хореограф Никита Борис соединил русскую пляску с характерным современным танцем. А яркие костюмы по эскизам Алены Песковой соединяют традиционный народный костюм с современным кроем и тканями. У нас звучит еще и авторская музыка Александра Богачева, тоже на основе мелодики колыбельных и народных песен… Словом, мы принципиально называем спектакль не "для детей", а "для семейного просмотра".

Помимо премьеры спектакля, вы еще готовите, как режиссер, "Пушкин-фест", который состоится в Петербурге на Елагином острове 16 июня…

Илья Архипов: Более того, сезон для меня открылся драматической постановкой "Пиковой дамы" в Магнитогорском театре, а закольцуется опять же "Пиковой дамой", но уже оперой Чайковского на закрытии Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера-всем" 27 июля. А между ними, да, я сочинял и спектакль по пушкинским сказкам, и "Пушкин-фест"…

Режиссер Илья Архипов Фото: Пресс-служба Музыкального Театра им. Шаляпина

Так что нас ждет на "Пушкин-фесте"?

Илья Архипов: Это масштабный театральный фестиваль, на котором каждая интерактивная площадка посвящена определенному произведению Александра Сергеевича. Все они будут очень по-разному решены. Говоря о Моцарте и Сальери из "Маленьких трагедий", мы вспомнили, что оба они были и композиторами, и церемониймейстерами - и пригласили театр барочного танца "Малый Трианон": почему бы гостям не выучить с артистами изысканные элементы менуэта?.. Будет и "опера на воде" - прямо на лодках покажем сцену из оперы Даргомыжского "Русалка".

А "Пиковая дама", видимо, не обойдется без карточного стола?

Илья Архипов: Конечно, за огромным круглым столом, обитым зеленым сукном, наши герои разыграют свои роли подобно игральным картам. Причем, не только расскажем, как в пушкинское время играли в "фараона", но и вовлечем зрителей в большую интерактивную игру по типу "мафии", где предстоит угадать, кому же за столом выпала "дама пик". Ну а локацией "Лукоморья", как нетрудно догадаться, будет сказочное место, где оживут герои сказок, а гости смогут всей семьей участвовать в ремесленных мастер-классах… И наконец, на завершающем гала-концерте оркестр "Северная Симфония" под управлением Фабио Мастранджело исполнит музыкальные хиты по произведениям Пушкина, артисты будут читать стихи, и все это завяжется единым сюжетом "Медного всадника".

Вам Александр Сергеевич еще не снится?

Илья Архипов: Вы хотите спросить - не надоел ли? Нет, Пушкин так велик и многообразен, что не может надоесть, каждый раз он открывается по-новому.

А что вы открыли для себя в самом поэте?

Илья Архипов: Из множества фактов его биографии меня почему-то больше всего зацепило то, что он никогда не покидал страну. Писал своему брату, друзьям: я еду к границам Российской империи, а она от меня убегает.

И все же подсчитано: за свою недолгую жизнь Пушкин совершил 120 поездок и проехал почти 40 тысяч километров - не смущали ни дороги, ни отсутствие инфраструктуры. Чем он для нас не знамя внутреннего туризма?!

Илья Архипов: Понятно, что не всегда это был сознательный выбор самого Пушкина… Но есть что-то мистическое в том, что корни его из дальних стран, погиб от руки чужестранца - и остался для нас навсегда самым настоящим русским…

СПРАВКА "РГ"

Илья Архипов десять лет назад вышел из мастерской Юрия Гальцева и свой самостоятельный режиссерский путь начал с семейных спектаклей. Пять лет назад он был удостоен Молодежной премии правительства Петербурга в области художественного творчества. Сегодня Илью Архипова называют в числе самых интересных и перспективных молодых режиссеров.