Каким получился Мариинский "Дон Кихот" на сцене Большого театра

Балет Мариинского театра выступил на Исторической сцене Большого театра впервые после 10-летнего перерыва. Четыре показа "Дон Кихота" стали ответом на визит балетной труппы Большого театра в Петербург со "Спартаком" и "Драгоценностями".
Дамир Юсупов/ Большой театр

История обменных гастролей двух ведущих российских театров насчитывает много десятилетий. Самые масштабные проходили в 1976 году, в честь 200-летия Большого театра, и в 1998-м. Тогда их программы тщательно формировались и долго шлифовались, чтобы представить достижения обеих трупп во всей красе.

Нынешние поездки оказались внеплановыми, возникшими под занавес напряженного сезона. В Москву "Дон Кихот" прибыл, пережив несколько лет назад глобальное обновление: не только ужавшись на один акт за счет ликвидации антракта, но и расставшись с оригинальным оформлением Александра Головина и Константина Коровина, вконец износившимся с 1902 года.

Тот классический "Дон Кихот" Александра Горского - в такой же мере балет художников, как и хореографа-новатора. В историю он вошел во многом благодаря тому, что с ним в театр пришла настоящая большая живопись. Поэтому полностью переодеть спектакль ни у кого рука не поднялась - его воссоздали по сохранившимся эскизам.

Однако за минувший век изменились не только представления о прекрасном, но и исчезли многие технологии, краски, ткани, использовавшиеся в старом театре. Хореография и ее драматургия тоже заметно изменились. Более того, "Дон Кихот" превратился в праздничный дивертисмент, объединенный фигурами Дон Кихота и Санчо Пансы, выезжающими, как Deus ex machina, на лошади и ослике в центр сцены в ключевые моменты.

Танцовщица Мария Буланова была кинжально сверкающей. Фото: Дамир Юсупов/ Большой театр

В современных взаимоотношениях с классическим балетом исполнение преобладает над формой спектакля. И "Дон Кихот", как любой классический балет, работает как рентген балетной труппы. Мариинский театр, сэкономив на лошади и ослике, привез в Москву на четыре спектакля два, а на некоторые партии все четыре состава солистов. У кордебалета замены не было, и "звезда номер один", как называют его на всех языках мира, на этот раз выглядел слегка утомленным. Барселонскую площадь не слишком интересовали проделки Китри и Базиля, ее взбадривала только огненная и прыгучая двойка подруг - Анастасия Никитина и Мария Чернявская (в другом составе Чернявская блестяще протанцевала и вставную вариацию в гран па), а "Сон Дон Кихота" вместо райских кущ мог показаться вымуштрованным плацем, на котором, впрочем, резвился близкий к безупречности Амур Дарьи Устюжаниной.

Петербургский спектакль сохранил гораздо больше, чем его московский собрат, оригинальных мизансцен, которые на этот раз были воспроизведены скорее корректно, чем выразительно. Но среди исполнителей "пешеходных" партий, которые особенно важны в этом балете, запомнился интеллигентный, не впадающий в комикование Дмитрий Пыхачов - дворянин Гамаш, незадачливый жених Китри.

"Дон Кихот" стал ответом на визит балетной труппы Большого театра в Петербург

В вечер открытия гастролей партии главных героев были отданы Ренате Шакировой и Кимину Киму. 29-летняя прима была обаятельна и бравировала трюками. Настолько, что наступательная мощь будто не оставила пространства для брио, которого в первую очередь ждешь от Китри. Зато ее партнер своей органичностью в роли Базиля оправдал свою славу. Его сольная пиротехника была естественной частью игры, он легко выжимал партнершу одной рукой в высоченных "флажках" и заставил замереть зал, вихрем пронеся ее в верхней поддержке через всю сцену.

Утренний спектакль достался Надежде Батоевой и Филиппу Степину. Они оказались прекрасно станцованной парой, тонко и точно передавшей все нюансы взаимоотношений между Китри и Базилем. Но в спектакле их затмила молодая и пока не статусная Мария Буланова в партии Уличной танцовщицы.

Фото: Дамир Юсупов/ Большой театр

На каком-то гигантском баллоне выпрыгнув на сцену Большого, она показалась созданной для нее - соразмерной объему этого зала, его избыточной роскоши, градусу взвинченных ожиданий и публике, готовой влюбиться с первого взгляда. Ее вариация между кинжалов оказалась кинжально сверкающей - с зависающими, по высоте и мощи, скорее, мужскими со-де-басками и стремительными па-де-бурре. Вечером она составила гармоничный по масштабу дуэт с лучшим петербургским Эспадой - Александром Сергеевым.

Так же идеально вписалась в свой гастрольный спектакль прима Виктория Терешкина. Не заигрывая с публикой, не пытаясь изобразить простую дочь трактирщика, она вышла повелительницей Барселоны, Большого и Мариинского театров и классического балета. Ее "Дон Кихот" не испортили даже мелкие сбои - так на картинах великих мастеров мы порой замечаем маленькие просчеты и тихо радуемся, обнаружив и в божественном понятные и близкие нам земные слабости.

Справка "РГ"

Уже в июле Мариинский балет вновь навестит Большой театр. С 17 по 21 июля на Новой сцене он покажет "Бахчисарайский фонтан". Еще до этого в Петербург отправится балет Большого театра с "Иваном Грозным" Юрия Григоровича.