По словам Никандровой, ставки аренды на Северном Кавказе остаются стабильными из-за низкой обеспеченности региона торговой недвижимостью. Согласно данным Министерства промышленности и торговли РФ, пять-восемь процентов площади в торговых центрах вакантны.
- В СКФО площадь аренднопригодных офисов и магазинов составляет 394,2 тысячи квадратных метров, - говорит Анна Никандрова. - В топ-3 по наличию торговых площадей входят Пятигорск, Грозный и Ставрополь. На этапе строительства находятся пять объектов (88,1 тысячи квадратных метров). Крупнейшие - торгово-развлекательные центры "Москва" (2-я очередь) в Ставрополе (типичный размер арендной площади - 27 тысяч квадратных метров) и "Кислород" в Кисловодске (21 тысяча квадратных метров).
Как пояснила эксперт, обеспеченность торговыми площадями в СКФО в среднем составляет 39 квадратных метров на тысячу человек. Наилучшая - в Ставропольском крае - 64 квадратных метра и в Чеченской Республике - 63 квадратных метра. Для сравнения: в Волгограде - городе-миллионнике, который имеет один из самых низких показателей обеспеченности торговыми площадями в России, - 303 квадратных метра на тысячу человек.
- Последние несколько лет мы наблюдаем сдержанные показатели ввода в эксплуатацию торговых центров, - пояснила Анна Никандрова. - Но если в Москве обеспеченность качественными торговыми площадями очень высокая и актуально строительство только в определенных, интенсивно развивающихся районах, то в некоторых регионах России наблюдается явная нехватка торговых квадратных метров.
Об арендной плате эксперты предпочли умолчать, сославшись на то, что ставки различаются в зависимости от профилей магазинов в три-пять раз. На цены влияет и расположение торгового центра, и поток потенциальных покупателей.
Ужасный теракт, произошедший в московском "Крокус Сити Холле", вызвал резкое увеличение расходов на обеспечение безопасности во всех ТРК - в том числе и на Северном Кавказе. Но этот эффект оказался краткосрочным.
Конечно, несколько дней после теракта внимание к мерам безопасности было повышенным по всей стране, но позже страсти улеглись, и эта проблема в основном осталась только в столичных торговых центрах, рассказали эксперты.
Напомним, в 2022 году из России ушли больше полусотни зарубежных компаний. Это коснулось и работы ТЦ, потому что магазины ведущих брендов фэшн-индустрии часто находились именно там. Освободилось место не только для российских, но и, например, для турецких марок.
- Уход западных брендов дал простор отечественным производителям, и сейчас процесс импортозамещения продолжается, - добавил директор департамента внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.
Однако эксперты считают, что нашим бизнесменам надо сохранять собственное лицо, а не заниматься подделкой.
Кстати
В этом году среди крупных российских городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) лидерами по обеспеченности торговыми площадями являются Екатеринбург (877 квадратных метров качественных торговых площадей на тысячу жителей), Самара (738) и Краснодар (729).