Белорусско-итальянский "Пансион "Belvedere" показали в Петербурге

В Петербурге продолжается XXV международный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева "Молодежь. Театр. Фест" (в прошлом - "Радуга", ведущая свою историю с 2000 года).
Белорусский государственный театр кукол

Белорусский государственный театр кукол (Минск) привез свой хит - "Пансион "Belvedere". Об этом спектакле наслышаны и в России. Поэтому - ожидаемый аншлаг, билеты разлетелись мгновенно, и далеко не всем посчастливилось попасть в зал Большого театра кукол (БТК), где показывали эту великолепную постановку, настоящий шедевр. Спектакль поставил итальянский режиссер Маттео Спьяцци. Выпускник Академии драматического искусства (Удине) специализируется на работе с комедией дель арте. Молодой итальянец появился в Беларуси в 2016 году. Сначала поставил спектакль в Национальном драматическом театре имени Горького. А когда работал там над вторым спектаклем, параллельно стал репетировать "Пансион "Belvedere" в Театре кукол.

Фото: Белорусский государственный театр кукол

Занято восемь артистов, они сочиняли истории вместе с режиссером, придумывали образы своих персонажей. Сценографией, костюмами и масками занималась главный художник театра Татьяна Нерсисян, профессионал экстра-класса, лауреат Национальной театральной премии и российской "Золотой Маски".

Герои спектакля - пожилые люди, чья жизнь уже подходит к закату. Обитатели пансиона с трудом передвигаются - кто с палочкой, кто с ходунками или в инвалидной коляске. Проводят дни согласно расписанию, но то и дело попадают в различные комические и трагические ситуации. Старость - лишь повод поразмышлять о хрупкости нашей жизни, где до последнего вздоха есть место мечтам и любви… Такие события могли произойти где угодно и когда угодно. Недаром режиссер уверен, что "каждый зритель найдет в спектакле что-то близкое для себя и не забудет об этом, придя домой после представления".

Фото: Белорусский государственный театр кукол

Спектакль для взрослых. Горькая комедия. Здесь нет ширмы и кукол. Нет слов. Одни движения и музыка. Только в финале на поклонах, когда актеры сняли маски, зрители увидели, что, оказывается, некоторые актрисы играли мужчин, а актеры - женщин, и все они - молоды.

История про стариков такая понятная - в любой точке мира. Кстати, "Пансион…" много где побывал - возили его по Беларуси, России, играли в Германии, Польше.

- Спектакль выездной, компактный, показывать его можно где угодно. На нашей сцене он с самой премьеры семь лет идет на аншлагах, с приставными местами. Хотя играем четыре-пять раз в месяц, билеты раскупают сразу. Рекорд продажи - 10 минут. Многие возмущаются, что на спектакль трудно попасть. Касса работает с 10 часов, порой люди занимают очередь в шесть утра, приносят с собой складной стул, ожидая открытия... - рассказал "РГ" замдиректора театра Вячеслав Леоненко.

Илья Сотиков играет в этом спектакле с премьеры. Его персонаж самый старый по возрасту и единственный с именем - "Игорь 98". Любитель чтения и шахмат.

Фото: Белорусский государственный театр кукол

- Игорь - эстет, интеллигент, его можно назвать питерским дедушкой, - поделился актер. - Нам хотелось, чтобы наши герои были разными. Маски, придуманные художником Татьяной Нерсисян, мы выбирали сами. Создавали спектакль, как в студенчестве - этюдным методом. Режиссер предложил несколько тем: "Обед", "День рождения", "Телевизор" и другие. Пьесы не было. Импровизировали. Наблюдали за пожилыми людьми, их походками, навыками, "фишечками". Подсматривали повсюду - дома, на улицах, в магазинах. Я, например, списал своего персонажа с моего дедушки, который в то время уже умер. Кое-какие повадочки его взял, добавил новых красок и дополнил воспоминаниями о других стариках.

Это очень живой спектакль. Он развивается. И в то же время теперь в нем сложно импровизировать - можно навредить партнерам. После "Пансиона…" мы и в других спектаклях стали больше пользоваться методом наблюдений.

Интересный момент. Недавно у нас был ввод одного актера в этот спектакль. На репетиции мы были без масок и вдруг обнаружили - через столько лет! - что не знаем, что делают партнеры на сцене: мы ведь существуем обособленно, видим совсем немного - у нас очень маленькие прорези для глаз в масках.

- Наверное, это самый сложный для вас спектакль - играть согбенного старика?

- Да, нелегкий спектакль для меня, 33-летнего. Ходить согнувшись более часа - то еще испытание. Я жду, когда наконец нам дадут массажиста. (Смеется). Спину я, конечно, "подубил". Но спектакль - любимый!

Фото: Белорусский государственный театр кукол
Тем временем

"У нас только что вышла премьера - "На черной-черной улице". Это черная комедия для взрослых про наши детские страхи, страшилки. Каждый вспомнит что-то свое. Спектакль поставил главный режиссер Евгений Корняг, художник - Татьяна Нерсисян, композитор - Екатерина Аверкова", - сообщили в театре.