КС разъяснил порядок взыскания судебных расходов в делах о правопреемстве

Конституционный суд РФ разъяснил порядок взыскания судебных расходов в делах, связанных с процессуальным правопреемством. Положения статьи 110 АПК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ: они не предполагают, что даже если решение суда по существу первичного материально-правового спора вынесено не в пользу одной из сторон, оно будет основанием для отказа.

С жалобой на то, что ей пришлось потратить более 125 тысяч рублей на судебные расходы, в высшую юридическую инстанцию страны обратилась жительница Чувашии Елена Туманина. В 2018 году она судилась с ООО "Уют", и арбитражный суд постановил, что Туманина должна вернуть компании некое имущество, но решение так и не было исполнено. Спустя два года ООО было ликвидировано, а его единственная участница обратилась в суд с заявлением о замене взыскателя на нее в части исполнения указанного решения. Однако участник общества с ограниченной ответственностью не является правопреемником последнего, а имеет право претендовать на имущество, оставшееся после ликвидации общества, в установленном порядке. Сделано этого не было, и представители Фемиды отказали бизнесвумен в правопреемстве.

Туманиной пришлось участвовать в этом процессе, но проиграла она или выиграла, сказать сложно. Ведь 125 тысяч рублей суды возмещать ей не стали на том основании, что отказ в процессуальном правопреемстве не может рассматриваться как итоговый судебный акт.

Конституционный суд уже не раз указывал, что установленная судом правота той или иной из сторон - участников процесса - является основанием в том числе и для возмещения понесенных ею затрат

Принимая решения по данному делу, судьи КС РФ прежде всего еще раз напомнили, что процессуальные механизмы судебной защиты прав и законных интересов граждан должны в том числе обеспечивать возможность принудительной реализации заявленных материально-правовых требований.

КС уже не раз рассматривал вопросы о порядке возмещения судебных расходов и указывал, что установленная судом правота той или иной из сторон - участников процесса, является основанием в том числе и для возмещения понесенных ею затрат. Однако это - базовый принцип, который не исключает судебной оценки на предмет связи таких расходов с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности.

А в деле Туманиной суды ограничились формальным указанием на имеющийся у нее статус должника, исключающий ее право заявлять о возмещении судебных расходов во всех случаях, когда спор носит второстепенный характер, но так или иначе вытекает из правоотношений, установленных решением суда.

- Такая практика идет вразрез с правовыми позициями КС РФ, отмечавшего, что признание права на присуждение судебных расходов за лицом, в пользу которого состоялось судебное решение, соответствует принципу полноты судебной защиты (Постановление от 11 июля 2017 года N 20-П), а возмещение судебных расходов ответчику обусловлено вынужденным характером затрат, понесенных лицом, которое было поставлено перед необходимостью участия в судебном разбирательстве, - указал КС.

Дело Елены Туманиной подлежит пересмотру.