Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев рассказал, что предлагаемые в подготовленном проекте изменения уголовно-процессуального законодательства направлены на обеспечение надлежащей охраны прав граждан.
"По сути, инициатива упрощает для граждан процедуру привлечения к ответственности лиц, распространивших в их адрес клевету. Действующий сегодня по данному составу преступления частный порядок уголовного преследования предполагает возложение на лицо, пострадавшее от клеветы, бремени доказывания события и других обстоятельств преступления, а также наделение его правом и обязанностью самостоятельно поддерживать обвинение в суде", - пояснил Владимир Груздев.
Он уточнил, что, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2023 году по части 1 статьи 128.1 УК, то есть за клевету без отягчающих обстоятельств, были осуждены 27 человек.
"При этом вынесено 239 оправдательных приговоров. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев гражданам не удается доказать в суде свои обвинения. Однако обвиняемый после оправдательного приговора получает право на реабилитацию, в том числе требовать от частных обвинителей выплаты компенсации", - отметил председатель Правления АЮР.
По словам Владимира Груздева, в случае принятия предлагаемых изменений граждане получат возможность подавать заявления в правоохранительные органы.
"Данная законодательная новелла будет способствовать укреплению гарантий правосудия в сфере уголовного судопроизводства и повышению уровня уголовно-правовой защиты лиц, пострадавших от клеветы", - сказал он.
В свою очередь, советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Насонов пояснил, что предлагаемый законопроект сокращает сферу дел частного обвинения, переводя уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения. Данные дела возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
"Для пострадавших от указанного преступления это будет означать, что заявление о распространенной в отношении них клеветы необходимо будет подавать не мировому судье, как раньше, а в орган внутренних дел (полицию), - рассказал он. - По данному делу будет проводиться предварительное расследование в форме дознания, орган дознания сам будет собирать доказательства, составлять обвинительный акт и передавать уголовное дело на рассмотрение мирового судьи. Причем в суде обвинение по этому делу будет поддерживать государственный обвинитель (прокурор), и такое дело не будет прекращаться в обязательном порядке в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого".
По его словам, с одной стороны, эти новеллы, действительно, в определенной степени упрощают для потерпевшего привлечение распространителя клеветы к уголовной ответственности: ему не нужно будет самому собирать доказательства причастности лица к преступлению, самому поддерживать обвинение у мирового судьи, нести издержки в случае оправдания подсудимого и т. д.
"Но есть и другой аспект этой проблемы. Режим дела частного обвинения в определенной степени способствует и защите прав самого потерпевшего", говорит Сергей Насонов. Во-первых, продолжает он, обращение потерпевшего с заявлением о преступлении непосредственно к мировому судье в порядке дела частного уголовного преследования существенно сокращает сроки рассмотрения дела, т. к. не будет никаких досудебных стадий. "Для потерпевшего это важно, поскольку это гарантия реализации права на доступ к правосудию, - считает адвокат. - Он быстрее получит приговор суда и возмещение от осужденного. А дознание (которое будет обязательно по делам частно-публичного обвинения) может затянуться до годичного срока. Или вообще быть приостановленным".
Во-вторых, говорит адвокат, непосредственное обращение потерпевшего с заявление к мировому судье исключает проблему отказа в принятии заявления, увы, нередкую при обращении в полицию. "Заявление, поданное мировому судье, практически никогда не может "затеряться", для заявления, подаваемого в полицию - это не такое уж редкое явление, - подчеркивает Сергей Насонов. - И потерпевший будет вынужден обжаловать бездействие полиции, тратя на это время и денежные средства".
В-третьих, возможность примириться с обвиняемым - это право потерпевшего. "И это право максимально реализуется именно в производстве по делам частного обвинения, поскольку такое примирение в обязательном порядке прекращает уголовное дело, - говорит адвокат. - Во многом по этой причине подсудимые идут на это примирение, компенсируют причиненный вред. В случае перевода указанного состава в категорию дел частно-публичного обвинения, примирение не будет прекращать дело, значит сократится количество таких примирений, соответственно, случаев добровольного возмещения вреда потерпевшему".