Эксперт: У Минска и Москвы есть эффективные инструменты против агрессии Запада
Планы Польши по наращиванию численности своих вооруженных сил до 300 тысяч военнослужащих и их качественному перевооружению, закупка противолокационных ракет, новых танков, самолетов, реактивных систем залпового огня американского и южнокорейского производства, размещение немецкой бригады на прибалтийском направлении да и вся воинственная риторика западных соседей свидетельствуют об их агрессивных планах, замечает Игорь Король. Сегодня на сопредельной территории этих стран сосредоточены около 90 тысяч иностранных военнослужащих. Что они там делают? Вопрос риторический, говорит эксперт.
Сегодня у Минска и Москвы есть эффективные инструменты для противодействия агрессивным устремлениям Запада, отмечает эксперт. Это, во-первых, Региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации. Во-вторых, Единая региональная система противовоздушной обороны, служащая надежным щитом против любых современных средств воздушного нападения от БПЛА до самых современных крылатых и баллистических ракет, включая перспективные гиперзвуковые. Ну и конечно же, это самое современное и мощное тактическое ядерное оружие, размещенное в том числе и на территории Беларуси.
"Проводимые совместные тренировки по его подготовке и применению демонстрируют не только нашу решительность в отстаивании независимости и территориальной целостности Союзного государства, но и высочайший уровень интеграции систем связи, разведки, боевого и всестороннего обеспечения вооруженных сил наших государств. Мы должны быть сильными во имя мира. В этом и есть суть единого оборонного пространства Беларуси и России", - отметил Игорь Король.
Одной из ключевых тем визита также стало создание общего энергетического рынка. Объединение энергетического пространства России и Беларуси можно воспринимать как начало более широкого процесса - по созданию с 2025 года единого рынка энергии в рамках ЕАЭС (куда входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия), считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
Россия - экспортер энергоресурсов и электричества, а также продуктов переработки нефти и газа, Беларусь - импортер сырья, но при этом еще и экспортер нефтепродуктов и электроэнергии, как и наша страна.
Ранее бензин, мазут и дизельное топливо (ДТ) из Беларуси конкурировали с аналогичными товарами из России на европейском рынке. Сейчас едва ли речь идет о конкуренции. Поставки топлива из Беларуси на экспорт идут только через Россию, а почти все сырье белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают из нашей страны. Казалось бы, полная зависимость от России, но когда на наши НПЗ произошли атаки, именно Беларусь была готова компенсировать выпадающие объемы бензина на рынке, если бы это потребовалось, говорит эксперт.
Как отмечает Андрианов, цены на нефть уже фактически выровнены в мировом масштабе за счет действия глобальных рыночных механизмов. Но на российском топливном рынке работает еще демпферный механизм (компенсация из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Согласно достигнутым еще в 2022 году договоренностям белорусские НПЗ получают демпферные выплаты через российского трейдера "Промсырьеимпорт". Здесь речь идет о поставках белорусского топлива на российский рынок, а при едином энергетическом пространстве разговор может возникнуть о всех объемах топлива, реализуемых внутри двух стран.
Формирование единого рынка газа предполагает пересмотр контрактной системы поставок и снятие инфраструктурных ограничений при транспортировке голубого топлива. Ставка сделана на отказ от госцен для промышленных потребителей и формирование цен на основе биржевых торгов. По различным оценкам, в результате запуска торгов внутренние цены на газ в России и странах - членах ЕАЭС в долгосрочной перспективе могут снизиться на 20-45% , указывает Андрианов.
Наиболее сложный вопрос - электроэнергетика, отмечает эксперт. Беларусь хотела бы поставлять в Россию избыточную электроэнергию, которая появилась после запуска Белорусской АЭС, но и в России энергосистема избыточна. Впрочем, в приграничных регионах для выравнивания нагрузок на систему перетоки энергии могут возникнуть.