01.06.2024 05:00
Поделиться

Как реагировать на звонки от "врача", "страховщика" и другие новые уловки телефонных мошенников

Мошенники начали использовать "медицинские" схемы обмана населения
Не так давно в поиске новых способов отъема денег у граждан телефонные мошенники напали на золотую жилу - "медицинские" схемы обмана населения. Например, стали принуждать пройти флюорографию за счет средств ОМС. Рассказываем об этом и других новых способах обмана.
Все новое - это хорошо забытое старое, - решили кузбасские власти и актуализировали советские агитплакаты. Центральной темой выбрали одну из самых обсуждаемых сегодня проблем - киберпреступность и противодействие мошенникам. По мнению замгубернатора Андрея Панова, лучше советского агитплаката трудно что-то придумать, даже для борьбы с интернет-мошенниками.
Все новое - это хорошо забытое старое, - решили кузбасские власти и актуализировали советские агитплакаты. Центральной темой выбрали одну из самых обсуждаемых сегодня проблем - киберпреступность и противодействие мошенникам. По мнению замгубернатора Андрея Панова, лучше советского агитплаката трудно что-то придумать, даже для борьбы с интернет-мошенниками. / deloros-kuzbass.ru

Звонок из медцентра

Что значит - принуждать? А так: звонит кто-то и говорит, что он (или она) из некого медцентра, и есть возможность пройти рентгенологическое исследование в рамках обязательного медицинского страхования. Пришла пора. До этого у вас и в мыслях не было, побросав все дела, срочно бежать и делать "флюшку". Но звонящий настаивает: все сроки, мол, давно прошли. "И действительно, - мелькнет мысль, - флюорографию рекомендуется проходить раз в год". Когда, если вспомнить, вы в последний раз ее делали? А тут вам предлагают самостоятельно выбрать ближайшую поликлинику, а также определиться с датой и временем приема и для подтверждения записи назвать код из присланного СМС.

Этот код и является моментом истины в хитрой схеме, поясняет гендиректор одной из компаний, обеспечивающих финансовую безопасность, Денис Калемберг. С его помощью мошенники могут получить доступ к профилю жертвы на "Госуслугах" или подтвердить транзакцию по списанию средств с ее счета. В первом случае поле для деятельности открывается немалое: от оформления микрозаймов до получения доступа к информации о счетах и доходах частного лица, которую можно выгодно перепродать. Пригодится код и в том случае, если аферисты получили данные вашей банковской карты или взломали ваш мобильный банк.

В разговоре с мошенником звучит ключевая фраза "пришлите код из СМС"

Еще способ. Звонит якобы ваш новый лечащий врач (могут назвать ФИО реального медика) из той же поликлиники и предлагает пройти бесплатное обследование. Есть, мол, уникальная возможность - почти даром. Потом выясняется, что вовсе не даром, но, чтобы клиент не соскочил, его тут же ошарашивают новостью: результаты его обследований и прочих анализов показали, что он смертельно болен и без надлежащего лечения протянет считаные дни. А лечение это кусается: одних процедур (вам перечислят, каких) на астрономическую сумму. А дорогое импортное лекарство, которое вам "поможет" и которое тут же предложат приобрести со скидкой, по цене вообще как из чистого золота. Вы в шоке (еще не смирились с кошмарным диагнозом), а надо уже, как призывает "врач", подписывать кредитный договор под кабальные проценты.

В доказательство вам приведут кучу подтверждающих сведений из вашей тщательно охраняемой законом врачебной тайны: о вашем последнем посещении поликлиники, жалобах (реальных) на здоровье, о лекарствах, которые вам действительно выписывались. Откуда все это? Очень просто: электронную базу поликлиники взломали.

Могут и, если вы застрахованы, позвонить под видом страховщиков - "сотрудников страховых медицинских организаций", "представителей территориальных фондов ОМС", "сотрудников департамента здравоохранения" и "в соответствии с новыми правилами" потребовать заменить "устаревший" полис ОМС на новый с куаркодом, а для этого скачать "приложение Минздрава". На самом деле это вирусная программа, которая позволяет получить удаленный доступ к вашему устройству. Об этом способе предупреждает Федеральный фонд ОМС. Развитие диалога с мошенником тут такое же: он произнесет ключевую фразу "назовите код из СМС".

Звонок из соцфонда

А вот способ тоже новый, но уже не "медицинский". Злоумышленники во время звонка представляются сотрудниками Социального фонда России (СФР) и просят подтвердить заявку на смену счета для зачисления пенсии.

Если пенсионер говорит, что не менял счет, его уверяют, что кто-то взломал его личный кабинет, и предлагают прийти в ближайший офис Социального фонда, чтобы защитить аккаунт. Однако предупреждают, что очередь там расписана на месяц вперед, потому на время разбирательства все пенсионные отчисления заморозят и обналичить деньги не получится. Если пенсионер попросит решить вопрос как можно скорее, то ему предложат сделать электронный талон, но для этого нужно назвать цифры из СМС.

На самом деле это код от входа в мобильный банк или профиль на Госуслугах, к которым в эту минуту мошенники пытаются получить доступ. Если жертва назовет цифры, то может потерять личные данные или деньги.

В начале мая, до того, как схема получила широкое распространение, мошенники дозвонились пенсионеру из Воронежа и вывели с его счета 250 тыс. рублей, признали, к примеру, в "Тинькофф". И подчеркнули, что новая мошенническая схема уже добавлена в "Нейрощит" - технологию, которая защищает пользователя во время звонка. Она анализирует звуковую волну во время разговора, сравнивает информацию с внутренней базой данных и ищет паттерны общения мошенников. Если подозрительных совпадений много, разговор разрывается. Чтобы определить потенциально опасный звонок, технологии достаточно 40 секунд.

"Честный" звонок

Но бывает, мошенники сами признаются, что они мошенники. Многоходовка тут такая: жертве звонят, чтобы обмануть ее, а когда обманут, демонстративно снимут маску: "Мы вас обманули". Пока вы приходите в себя, ваш телефон начинают обрывать "представители Госуслуг", "специалисты Финмониторинга" или "следователи ФСБ". Все они якобы хотят обезопасить вас от посягательств мошенников, которые "вошли в сговор с сотрудниками банка". Финал тот же: доверитесь - лишитесь денег.

"На эту удочку может попасть любой человек, - объясняет директор Школы современных психотехнологий Александр Мымрин. - Чаще всего вам заявляют что-то такое, из-за чего вы впадаете в ступор. Человек, который пугается непонятного, начинает думать уже не о причинах и следствиях, а о последствиях. Ему кажется, что угроза уже осуществилась, деньги уже пропали. Он боится своих собственных действий и поэтому делает все с точностью до наоборот: когда нужно прервать звонок, продолжает разговор, когда не нужно называть СМС-код, продиктовывает его. Психологи называют это инверсией чувства: "чего боюсь, к тому и двигаюсь". Жертва еще не знает, как поступить, а мошенники уже подсказывают ей, что делать: "позвоните туда-то", "назовите код" и т. д. И человек начинает как зомбированный выполнять ту инструкцию, которую ему предлагают".

Потому, советует адвокат Андрей Мисаров, лучше сразу прекратить разговор с незнакомцем, который у вас что-то требует прямо сейчас. После чего перезвонить по официальному номеру в ту организацию, представителем которой назвался звонивший. Но ни в коем случае не перезванивать по входящему звонку и по тем номерам телефона, которые вам продиктовали в процессе разговора или прислали в СМС. "И вообще, не стоит держать на карте сумму денег больше той, которая вам нужна для текущих операций. У меня это 5-10 тыс. рублей. Остальные на счету", - говорит он.

Но если, несмотря на все, вас обманули и вы, очнувшись от чар мошенников, это поняли - что тогда? Что делать?

"Прежде всего надо понять, к какому ресурсу мошенники получили доступ с вашей помощью: профилю на портале "Госуслуги", к личному кабинету в банке, к банковской карте - и тут же заблокировать туда доступ, поменять там пароль, - рекомендует Мисаров. - Деньги, которые уже были списаны с ваших счетов, вернуть, скорее всего, не удастся, поскольку произошло это по вашему добровольному подтверждению. Вы сами назвали код из смс или код своей карты, что банк расценит как ваше согласие на финансовую транзакцию. Можно написать в банк претензию, но шансов отыграть назад тут мало, поскольку мошенники сразу же выводят деньги со своего счета, на который они поступили. Привлечение в суде к ответственности получателя средств чаще всего тоже не приводит к их возврату, поскольку такими получателями выступают подставные лица".