Спектакль, жанр которого определен как фантастическая сказка, заворожил зрителей не только сюжетом, но и стилистикой. Медитативная музыка, особая пластика актеров, игра света и тени, порхающие духи... И необычная сценография, когда море золотистой ткани символизирует то ветер, то волны, то песок, то паруса, а в финале разрывается на куски и превращается в очертания материков, позади которых дух перекатывает по сцене земной шар, как напоминание о шекспировском театре "Глобус" в Лондоне. От сцены в зрительный зал тянутся канаты, сама сцена до восьмого ряда продолжается подиумом-"языком", по которому передвигаются актеры, а духи то спускаются с небес, то возникают на балконе.
Действие вертится вокруг Просперо - герцога, которого, сговорившись с королем Неаполя, изгоняет из Милана родной брат Антонио. На утлом челне его с дочерью прибивает к безлюдному острову, принадлежавшему колдунье и ее сыну Калибану. Просперо - не просто герцог, он волшебник, одержимый жаждой мести (а как иначе, это же Шекспир). Он использует свои чары, чтобы вызвать бурю и погубить корабль, на котором плывут его обидчики. Корабль разбивается в щепки, люди спасаются на острове. Сначала мы видим принца Неаполя Фердинанда, который влюбляется в дочь волшебника Миранду, затем на берег выбираются король Алонзо, коварный злодей Антонио и свита, затем - слуги. Каждое появление обыграно в отдельной сцене, а вместе всех действующих лиц собирает Просперо, чтобы вынести приговор. На головы "подсудимых" надеты мешки, и кажется, что казнь неизбежна. Но Просперо неожиданно объявляет о прощении.
Подбор актеров на роли безупречен (как и в спектакле "Лес", поставленном Николаем Дручеком в Русдраме в прошлом году). Просперо - народный артист РБ Тимур Гарипов, необычайно величественный в роскошном костюме волшебника. Его брата Антонио играет Вячеслав Виноградов, Калибана - Григорий Николаев (в дубле с Дамиром Кротовым). Один из сюрпризов: в роли Алонзо - Олег Сальцин, которого режиссеры привычно ставят на роли простых людей. Другое открытие для зрителя - не так давно влившийся в коллектив театра Ильяс Хасаншин в образе дворецкого Стефано, сцены с его участием вызывали взрыв аплодисментов. Впрочем, все исполнители, в том числе балетная труппа, заслужили зрительскую благодарность, что неудивительно: чувство ансамбля в Русском драмтеатре - одна из его отличительных характеристик.
Диалоги находили живой отклик в зале. Так, когда дух острова напоминает Просперо об обещании отпустить его на свободу, на что тот говорит: "Поработай еще немного", это очень похоже на разговор с работодателем, обещающим отгул за переработку.
Герои предстают в нарочито гипертрофированных образах, некими архетипами: влюбленных, злодеев, завистников, выпивох. И это нисколько не снижает накала шекспировских страстей.
Как отметил Николай Дручек, "Буря" звучит сегодня по-особенному:
- В ней есть многое от комедии, есть многое от трагедии. И вот на этом жанровом стыке открываются новые смыслы. Мне кажется, что сегодняшнее время - это время размышлений. Ведь если речь о Шекспире, то вопросы касаются каждого...