29.05.2024 11:23
Поделиться

Крымские активисты встали на защиту культурного кода советской эпохи

Активисты из разных уголков Крыма объединились ради общей цели: они хотят сохранить следы культуры советского периода. Таких артефактов пока достаточно много, они разбросаны повсюду, но время неумолимо разрушает их, безвозвратно унося огромный культурный пласт. Мозаичные панно, украшенные мозаикой остановки общественного транспорта, малые архитектурные формы, старые вывески - все это имеет непреходящую ценность, это надо передать потомкам, уверены активисты.
Этой мозаичной композиции повезло, она вписалась в новый архитектурный стиль набережной Евпатории.
Этой мозаичной композиции повезло, она вписалась в новый архитектурный стиль набережной Евпатории. / Сергей Винник/РГ

- Помогите нам, поддержите нашу инициативу, - раздался звонок в редакцию. Краевед из Евпатории Юрий Собенин рассказал мне о работе, которую ведут подвижники, объединенные общей идеей сохранения мозаики в разных уголках полуострова. А на улицах детского курорта, где живет Юрий, по какому-то стечению обстоятельств их больше, чем где бы то ни было.

- Я был поражен количеством мозаичных панно в Крыму, когда приехал сюда в 2018 году, - говорит художник Игорь Гладких. - Крымчане живут среди них и перестали замечать. А ведь это действительно прекрасные произведения искусства.

Мозаика - не просто увлечение, это профессия Игоря. Сейчас он в составе группы художников заканчивает мозаичное оформление Владимирского собора на мысе Херсонес. Части мозаичных панно собирают в Москве и привозят в Крым. Группа мастеров монтирует их на стены собора и устраняет швы, чтобы картины выглядели идеально.

Традиция создания мозаики, говорит художник, уходит корнями в искусство Византийской империи. Оценив масштабы мозаичного творчества в Крыму, Игорь по собственной инициативе начал составлять каталог таких объектов. Сейчас в его коллекции уже около 100 непризнанных памятников искусства с их координатами и снимками, включая те, что уже утрачены навсегда. Его поддержали и другие активисты. Теперь художник подумывает об интерактивной карте Крыма, где бы все эти данные были отражены. Сумма для этого нужна совсем небольшая, 50 - 70 тысяч рублей.

А пока монументальная мозаика продолжает неумолимо исчезать с карты современного Крыма. Старые советские остановочные павильоны сносят во время ремонта дорог, заменяя их легкими типовыми конструкциями из стекла и металла. Оставшиеся "портреты эпохи" портят вандалы, погода и время. Рушатся здания советских здравниц, некогда украшенные мозаичными картинами. Навсегда исчезли величественные панно санатория "Мойнаки". После очередного сноса стены с панно в евпаторийском пансионате "Родничок" активисты объединились и в феврале нынешнего года создали группу "Сообщество защиты крымской мозаики" во "ВКонтакте". Между тем чиновники министерства культуры Крыма уже и сами обратили внимание на актуальность проблемы. В прошлом году семь остановочных павильонов, украшенных мозаикой (все они находятся у поселков Большой Ялты), включили в реестр объектов культурного наследия.

- Семь включили, а как быть с сотней остальных объектов, которые мы задокументировали? - спрашивает администратор группы "ВКонтакте" Анастасия Хижнякова. - Мы обращались в министерство, оттуда пришел расплывчатый ответ, смысл которого, если кратко: мы не знаем, что с этим делать, потому что в России нет прецедентов сохранения мозаичных частей целостного имущественного комплекса, и мы не можем первыми взять на себя такую ответственность.

А вот это мозаичное панно на стене пансионата "Родничок" в Евпатории утрачено навсегда, в феврале его разрушили вместе со старым корпусом пансионата. Фото: Из личного архива Игоря Гладких

С одной стороны, каждый гражданин имеет право сообщить о выявленном объекте культурного наследия. С другой - многие мозаики находятся на теперь уже частной территории приватизированных бывших советских здравниц. Мозаичная картина занимает одну стену, собственник хочет здание снести и построить на его месте что-то современное. И как в таком случае следует поступать, чиновникам непонятно. Другие их коллеги считают, что все эти остановки, даже с мозаикой, обычные бетонные сооружения и никакой культурной ценности не имеют. Словом, "третья улица строителей" победно шествует по стране. Несмотря на это, активисты продолжают свою работу и теперь разыскивают авторов мозаичных картин.

- Мы обращались в Союз художников, но там архив пока закрыт, - рассказала Анастасия. - Поэтому очень просим мастеров, причастных к созданию мозаичных панно, откликнуться и связаться с нами.

А художник-реставратор Игорь Гладких мечтает о том времени, когда с группой единомышленников будет высаживаться десантом на остановках автобусов, чтобы отмыть эту мозаику. Тогда она снова заиграет красками и люди увидят ее красоту.

- В Крыму сохранилось много артефактов советского массового искусства. Это не только мозаичные панно, это скульптура, малые архитектурные формы, вывески, - говорит мастер. - Современники могут не понимать их ценности, но потомки, я уверен, будут нам благодарны, если мы эти черты эпохи сохраним для них.

Комментарий

Иван Коваленко, историк, краевед, гид, председатель общественной организации "Туристический актив Крыма":

- Мозаика на остановочных павильонах вдоль крымских дорог давно стала нашим фирменным знаком. Это своего рода линейный туристический объект. Гости всегда обращают на них внимание, просят остановиться, фотографируются на их фоне. Я бы сравнил эти мозаичные остановочные павильоны со знаменитыми Екатеринскими милями, которые описывал еще Сумароков. Относиться к ним нужно так же бережно.