- Помогите нам, поддержите нашу инициативу, - раздался звонок в редакцию. Краевед из Евпатории Юрий Собенин рассказал мне о работе, которую ведут подвижники, объединенные общей идеей сохранения мозаики в разных уголках полуострова. А на улицах детского курорта, где живет Юрий, по какому-то стечению обстоятельств их больше, чем где бы то ни было.
- Я был поражен количеством мозаичных панно в Крыму, когда приехал сюда в 2018 году, - говорит художник Игорь Гладких. - Крымчане живут среди них и перестали замечать. А ведь это действительно прекрасные произведения искусства.
Мозаика - не просто увлечение, это профессия Игоря. Сейчас он в составе группы художников заканчивает мозаичное оформление Владимирского собора на мысе Херсонес. Части мозаичных панно собирают в Москве и привозят в Крым. Группа мастеров монтирует их на стены собора и устраняет швы, чтобы картины выглядели идеально.
Традиция создания мозаики, говорит художник, уходит корнями в искусство Византийской империи. Оценив масштабы мозаичного творчества в Крыму, Игорь по собственной инициативе начал составлять каталог таких объектов. Сейчас в его коллекции уже около 100 непризнанных памятников искусства с их координатами и снимками, включая те, что уже утрачены навсегда. Его поддержали и другие активисты. Теперь художник подумывает об интерактивной карте Крыма, где бы все эти данные были отражены. Сумма для этого нужна совсем небольшая, 50 - 70 тысяч рублей.
А пока монументальная мозаика продолжает неумолимо исчезать с карты современного Крыма. Старые советские остановочные павильоны сносят во время ремонта дорог, заменяя их легкими типовыми конструкциями из стекла и металла. Оставшиеся "портреты эпохи" портят вандалы, погода и время. Рушатся здания советских здравниц, некогда украшенные мозаичными картинами. Навсегда исчезли величественные панно санатория "Мойнаки". После очередного сноса стены с панно в евпаторийском пансионате "Родничок" активисты объединились и в феврале нынешнего года создали группу "Сообщество защиты крымской мозаики" во "ВКонтакте". Между тем чиновники министерства культуры Крыма уже и сами обратили внимание на актуальность проблемы. В прошлом году семь остановочных павильонов, украшенных мозаикой (все они находятся у поселков Большой Ялты), включили в реестр объектов культурного наследия.
- Семь включили, а как быть с сотней остальных объектов, которые мы задокументировали? - спрашивает администратор группы "ВКонтакте" Анастасия Хижнякова. - Мы обращались в министерство, оттуда пришел расплывчатый ответ, смысл которого, если кратко: мы не знаем, что с этим делать, потому что в России нет прецедентов сохранения мозаичных частей целостного имущественного комплекса, и мы не можем первыми взять на себя такую ответственность.
С одной стороны, каждый гражданин имеет право сообщить о выявленном объекте культурного наследия. С другой - многие мозаики находятся на теперь уже частной территории приватизированных бывших советских здравниц. Мозаичная картина занимает одну стену, собственник хочет здание снести и построить на его месте что-то современное. И как в таком случае следует поступать, чиновникам непонятно. Другие их коллеги считают, что все эти остановки, даже с мозаикой, обычные бетонные сооружения и никакой культурной ценности не имеют. Словом, "третья улица строителей" победно шествует по стране. Несмотря на это, активисты продолжают свою работу и теперь разыскивают авторов мозаичных картин.
- Мы обращались в Союз художников, но там архив пока закрыт, - рассказала Анастасия. - Поэтому очень просим мастеров, причастных к созданию мозаичных панно, откликнуться и связаться с нами.
А художник-реставратор Игорь Гладких мечтает о том времени, когда с группой единомышленников будет высаживаться десантом на остановках автобусов, чтобы отмыть эту мозаику. Тогда она снова заиграет красками и люди увидят ее красоту.
- В Крыму сохранилось много артефактов советского массового искусства. Это не только мозаичные панно, это скульптура, малые архитектурные формы, вывески, - говорит мастер. - Современники могут не понимать их ценности, но потомки, я уверен, будут нам благодарны, если мы эти черты эпохи сохраним для них.
Иван Коваленко, историк, краевед, гид, председатель общественной организации "Туристический актив Крыма":
- Мозаика на остановочных павильонах вдоль крымских дорог давно стала нашим фирменным знаком. Это своего рода линейный туристический объект. Гости всегда обращают на них внимание, просят остановиться, фотографируются на их фоне. Я бы сравнил эти мозаичные остановочные павильоны со знаменитыми Екатеринскими милями, которые описывал еще Сумароков. Относиться к ним нужно так же бережно.