Ольга Бочкова: Первая ошибка - думать, что ребенок сам во всем разберется. Меня подтолкнула к созданию "Академии безопасности" ситуация с моей дочерью. Ей было три половиной года, мы ехали в вагоне метро, а напротив нас сидел мужчина. Подмигивал ей, как бы заигрывал. Сделал движение рукой, мол, иди ко мне. В этом была какая-то игра, но меня это сильно смутило. Я отвлекла ребенка, а затем мы вышли. Потом я спросила дочь, ушла ли бы она с незнакомым человеком, и она ответила: да. Тут я уже серьезно озаботилась, стала искать информацию о том, как научить ребенка не откликаться на такие "приглашения", но ничего не нашла подходящего. Нужны такие правила для ребенка и для всей семьи, чтобы отличать ситуации, в которых можно говорить с незнакомцами, а в которых разговор переходит границы безопасности.
В своей новой книге "Летние каникулы. Правдивые истории из жизни Никиты" вы поднимаете важную тему безопасности. На что же стоит обратить внимание в летний период?
Ольга Бочкова: На каникулах ребенок больше предоставлен сам себе, поэтому чаще становится более самостоятельным. Ключевые принципы такие: твоя безопасность на первом месте, она важнее, чем чье-либо неудобство, смущение или обиды. Разбирать вопросы травли в школе чуть проще, чем, если травля происходит во дворе. В школе есть ответственные люди, которые обязаны следить за психологическим климатом. И если происходит конфликт, который перерастает в травлю, то мы рекомендуем родителям привлекать руководство школы, а не напрямую другим родителям писать или пытаться это решить самостоятельно. Во дворе привлекать некого, кроме защиты в виде родителя у ребенка должны быть некоторые навыки общения: как уважительно общаться, как решать конфликты, не поддаваться на манипуляции, выбирать себе компанию, в которой тебе комфортно, где тебя принимают и не заставляют быть кем-то другим. Семья - это тыл и поддержка, отношения внутри семьи влияют на то, как ребенок общается со сверстниками и какое место в компании занимает. Родители - поддержка и авторитет и могут его многому научить. Поэтому родитель сам должен обладать всеми навыками безопасного общения и направлять, обучать детей, регулировать их общение.
Можете дать практические советы, что не нужно делать ни в коем случае?
Ольга Бочкова: Взрослые часто самонадеянно считают, что они умнее и внимательнее. На поверку оказывается, что в простых детских ситуациях они теряются и не знают, что делать. А детям говорят: давай сам реши как-нибудь. Травлю, например, может и должен останавливать взрослый человек. Взрослым очень хочется переложить на ребенка ответственность за коммуникацию в коллективе. Это неправильно. Мы получим "Повелителя мух". Да, у ребенка должны быть какие-то навыки, которые позволяют ему общаться, здоровая самооценка и ощущение того, что есть тыл в виде родителей и ощущение своих границ, которые нужно защищать.
Как сегодня родители воспринимают необходимость заниматься с ребенком?
Ольга Бочкова: В основном дело обстоит так. Приходят с ребенком и говорят: вот, сделайте что-нибудь. Мы их сразу же вовлекаем в процесс. Учим решать конфликты. Многие ведь учат: если тебя бьют по лицу, и ты ударь в ответ. И оказываются в ситуации, когда на их ребенка заявление в полицию пишут. Сейчас такие времена, когда люди наконец поняли, что физическое воздействие на другого человека влечет за собой серьезные последствия. Словами решать конфликт тоже тяжело, но этому надо учиться. Это уже иная парадигма воспитания. Другая крайность, кстати, в том, что никогда и никого трогать нельзя; не сопротивляться, если на тебя нападают физически. Это не так, за себя надо уметь постоять в случае угрозы твоему здоровью и жизни.
Какие типичные ошибки допускают при воспитании?
Ольга Бочкова: Например, родители прививают мысль, что никому нельзя говорить, что тебя обидели, что это ябедничество. Этим мы детей оставляем в беспомощном состоянии. Или совет из серии "сам разбирайся". Это самые частые ошибки.
Большая проблема сегодня заключается в сексуализированном насилии. Опубликованные вами ранее опросы рисуют тревожную картину. Например, что в 50 процентах случаев оно происходит со стороны близких или хорошо знакомых людей...
Ольга Бочкова: Да, действительно страшные цифры. При этом в 70 процентах случаев ребенок молчит, и лишь в трех процентах случаев родители обращаются в полицию. За последние несколько лет наблюдается рост случаев зафиксированного сексуализированного насилия. Отчасти он связан с тем, что люди стали активнее обращаться в полицию, вырос уровень информированности и просвещенности. Но в целом ситуация тревожная. Необходимо учить ребенка говорить нет и соблюдать некоторые правила, например, "правило купальника": твои интимные органы посторонний видеть и трогать не должен ни в коем случае.
Как правильно контролировать интернет ребенка?
Ольга Бочкова: Безусловно, нужен родительский контроль - удаленное ограничение доступа. Но вместе с тем должно быть просвещение и обучение, как и с кем общаться, как защищать свой аккаунт в сети, не переходить по незнакомым ссылкам и так далее. Большое значение имеет и интимная сфера, в том числе потому, что дети отправляют друг другу свои фотографии - иногда не столько под давлением или угрозами, сколько с целью понравиться. Некоторые дети с 11 - 13 лет уже входят в фазу пубертата, у них возникают какие-то симпатии.
Но они не понимают, как устроен интернет. Иногда пишут с незнакомого аккаунта и склоняют к определенным действиям. Это может быть требование участвовать в теракте или доведение до самоубийства. Требования могут меняться время от времени, но признаки манипуляции обычно одни и те же всегда. Например, призыв держать в секрете через угрозы или шантаж. Подкуп или "бомбардировки любовью", которая тоже, по сути, является манипуляцией. Это вообще из сектантских приемов взято... Ребенок должен не просто блокировать опасные предложения, но и рассказывать родителям.
Есть ли какое-то главное общее правило безопасного поведения?
Ольга Бочкова: Для ребенка должно работать правило: предупреди, потом делай. Безопасность - это базовая ценность, но ее нельзя подменять ожиданием постоянной угрозы, запугиванием ребенка под ее предлогом. Безопасность - это свод правил, это знание того, что делать в любой ситуации. По сути, из этого наша жизнь и состоит. И этому можно научить.