"Корни Земли" в драматическом театре (140 совершенно новых работ в 15 техниках и в придачу третий карманный сборник со стихами и рассказами-крохотками) - посвящение грядущему юбилею региона и личному полувековому погружению в искусство. Плодовитый автор вновь собрала близких, друзей, коллег, учеников и, через пятое рукопожатие, тех, кто хотел бы приятельствовать. Вернисаж, где цветочным букетам нет числа, может быть только у Мухаметовой - из них сам собой сложился ароматный курган.
Этот год, без сомнения, порадовал. Но на открытии художница разоткровенничалась про еще один удивительный период, который определил ее судьбу.
- В шестом классе гордо заявляла, что обязательно буду рисовать и учить этому детей. И вот 1973-й: оканчиваю десятилетку в Мегионе, маме дают адрес Свердловского художественного училища имени Шадра, лечу на Урал. Помню, зашла в здание, осмотрелась да выбежала в испуге. Никого в городе не знаю, пойти некуда… Подходит женщина, спрашивает, что случилось. После моего рассказа вручает адрес родных в Нижнем Тагиле: поезжай-ка поступать туда. Еду, но не прохожу испытание по рисунку. Еще через неделю приходит письмо: из абитуриентов, не прошедших конкурс, набирают строительный отряд с вечерним обучением. Работаю штукатуром-маляром третьего разряда - мы Нижнетагильский металлургический комбинат строили - и через год легко поступаю. Так начинался мой путь, - поведала Альфея.
А теперь это не просто мастер, это Мастер, обративший природу в культуру, приручивший, как философски замечают искусствоведы, нефть - саму кровь Земли. Давным-давно Мухаметова нашла применение шкуркам, речной гальке, песку - все, что мы топчем, наша искусница перевела в выразительный художественный язык. В 2014-м начала рисовать черным золотом на бумаге. В последние годы смело соединяет его с живописью, графикой, керамикой, гуашью, акварелью, горячей эмалью, всякими декоративными мелочами. Центром этой творческой вселенной является символ, за которым стоит любовь к Северу, семье, всему живому и сущему.
Вот самое свежее "Слово о Казани" в смешанной технике (акрил, текстуры) - ода городу-колыбели в тонах змеиной шкурки: очень необычный цвет получился, такими бывают глаза восточных красавиц. "Декабрьский поцелуй" - обращение к сыну, который нашел судьбу. Триптих "Тайный разговор" родился из спиртовых чернил - это рассказ про то, о чем нашептала сердцевина цветка маленькой птице. А как Альфея фокусничает с самой обычной марлей и одежным замком, знаете? Первую сминает, подкрашивает, добавляет грубую шерстяную нить и получается древнее, как мир, божество, а второй расстегивает, прикрепляет и выпускает из прорехи рисованные ветви - вот так дерево проросло.
Стиль, который нашла и виртуозно обыгрывает Альфея Мухаметова на протяжении 50 лет, односложно не поименовать. Коренная дружба художественного и декоративного? Да! Но лучше сказать так: превращение хаоса в упорядоченный космос.