30.05.2024 00:01
Поделиться

Две тайны правительницы русской земли

В чем находила опору великая княгиня Московская Евдокия
Этой великой русской святой, чей день памяти мы отмечаем 30 мая, издавна молились за детей, желая счастливого замужества и материнства, в "безысходных ситуациях", когда близкие отправлялись в долгий путь или оказались в плену, тюрьме.
Великая княгиня Московская была не только красавицей, верной женой и матерью, но и мудрым правителем. "Княгиня Евдокия", В. М. Васнецов, 1893 г. Фото: Предоставлено Третьяковской галереей

Преподобная Евфросиния - таково монашеское имя великой княгини Евдокии, жены московского князя Дмитрия Донского - небесная покровительница Москвы, а историки называют ее собирательницей русских земель. Личность этой святой вмещает в себе такие нередкие для наших женщин качества, как способность беззаветно любить, преданность, стойкость, жизнелюбие, сочетающиеся с умом, образованностью, тактом, даром милосердия и с умением быть верной опорой для любимого мужчины.

Перипетии трагической и все же счастливой жизни великой княгини Евдокии, в монашестве Евфросинии, потянут не на один том, но сегодня мы раскроем только две тайны святой. А заодно поймем, что же давало силу этой неординарной женщине.

1 Во время исследования мощей княгини уже в XXI веке было установлено, что умерла Евфросиния в возрасте около 55 лет, ее рост равнялся 155 см, прижизненных травм у нее не было и вредных накоплений в костных тканях не обнаружено. Последний факт важен: отсутствие в мощах следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств того времени, - редкий случай среди женских останков кремлевского некрополя, который может служить доказательством праведности княгини. Ведь был момент, когда благочестие Евдокии подвергалось сомнению. Вот что об этом рассказывается в летописи.

После смерти великого князя Дмитрия Донского, оставившего супруге согласно Духовной грамоте более 30 волостей и слобод, свыше 20 крупных сел, Евдокия вела хозяйственные дела столь успешно, что по городу поползли слухи, будто живет она во вдовстве "нечестно". Обывателей можно понять: по обычаю того времени после кончины супруга вдова должна была принять постриг и отойти от дел, тем более что старшему сыну Василию было уже восемнадцать. Но нет, после смерти Дмитрия Донского, согласно его же завещанию, Евдокия фактически стала главой Московского княжества, являясь гарантом престолонаследия среди сыновей, - всего у супругов было 12 детей, из них 8 - сыновья. Сама по себе неординарная ситуация уже ввела в соблазн многих. А уж когда дела с управлением Московским княжеством и всеми волостями да слободами пошли в гору, тут-то и поползли слухи. Люди помнили, как любили друг друга Дмитрий и Евдокия, как убивалась вдова по рано ушедшему (и сорока-то лет не исполнилось!) супругу, и вдруг не монастырь - водоворот дел, стройки, управление огромными землями! Не все были способны понять, что такая погруженность в работу - тот же побег от горя, деятельный побег!

По словам жития, "смутились" теми слухами о "нечестном вдовстве" и сыновья Евдокии. Тогда, видя сыновье смущенье, княгиня вызвала их к себе и раскрыла перед детьми роскошное княжеское облачение, показав "иссохшую, увешанную веригами грудь" - свидетельство принятия тайного монашеского обета и его соблюдения. "Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас несправедливые обо мне клеветы". Дети, увидев "очернелое от трудов тело", "прильнувшую к костям плоть", "испросили прощения у матери". А Евдокия им ответила: "Не верьте внешнему, один Бог есть судья дел человеческих". Так раскрылась первая тайна святой.

2 Конечно, неординарность Евдокии шла из детства. Дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, человека образованного, Евдокия с малых лет была приучена к "чтению книжному". Именно благодаря отцу Евдокии появилась знаменитая Лаврентьевская летопись (от имени монаха Лаврентия, ее переписавшего), позволяющая нам восстановить последовательность событий той эпохи. Великий князь суздальский покровительствовал не только летописцам, но и иконописцам, зодчим, собрал большую библиотеку, основал Дмитрий Константинович и один из крупнейших мужских монастырей - Спасо-Евфимиев. Все это повторит потом в своей жизни и Евдокия. Как повествует предание, именно в родительском доме девочку научили воспринимать княжеское достоинство не как праздное и сытое житье, а как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, людям. А то, что юная княгиня росла в неспокойной обстановке постоянных междоусобиц, которые вели с ее отцом удельные князья, приучило ее полагаться на волю Божью и дало жизнестойкость.

Преподобная Ефросинья. Фото: Wikipedia

Вот о природе этой феноменальной жизнестойкости и стоит поговорить. Когда великий князь Московский Дмитрий Иванович, прозванный впоследствии Донским, венчался в Коломне с княжной Евдокией, невесте было всего тринадцать, жениху пятнадцать. Это был политический брак, останавливающий междоусобицу двух сильных княжеств. Но брак счастливый. Дмитрий и Евдокия прожили "душа в душу" двадцать два года. А сложности начались сразу после свадьбы - молодые приехали в Москву, опустошенную великим пожаром 1365 года. Затем начался "великий мор" (вероятно, чума), когда "не успевали хоронить тел; едва десять здоровых приходилось на сто больных". И уже тогда тринадцатилетняя девушка проявила себя личностью незаурядной - одаривала погорельцев, хоронила на свои средства умерших от мора, поддержала мужа в желании отстроить на пепелище новую Москву - белокаменную. Только отстроили Кремль, Москву - другая напасть: беспощадный литовский князь Ольгерд, войны с рязанским князем Олегом Ивановичем. Опасная поездка мужа в Орду, карательные походы ордынцев на московские земли, наконец, Куликовская битва, нашествие Тохтамыша, новое разорение Москвы - уже не пожаром, а беспощадным ханом Золотой Орды, смерть детей и пребывание любимого сына Василия в ордынском плену, в залоге, поскольку не нашлось денег для дани, смерть любимого мужа, нашествие Тамерлана...

Только краткое перечисление всех бедствий, выпавших на долю этой великой женщины, приводит в дрожь. Как она выстояла? Что ей давало силу? Молитва. Осознание, что все мы в руках Божьих, что, посылая испытания, Господь дает и силы их перенести.

В жертвенном подвиге служения - людям и Богу - есть высочайшая мудрость. Евдокия, "любовью к страждущим преисполненная", всегда щедро отдавала - деньги, свои силы, свое время, сердце, жизнь - другим. Как сказано в летописи, она "всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших!". И это исполняло ее силою благодати, потому что, отдавая из любви к ближнему, человек становится соработником Бога. Ничего не оставляя себе, он парадоксальным образом приобретает все.