Мебельная фабрика, дислоцирующаяся в Подмосковье, заказала у поставщика несколько тонн мебельной фурнитуры. Фура подъехала в оговоренный срок, но не к точке производства, а по юридическому адресу, указанному в договоре, - в "Москва Сити". В результате заказчику пришлось оплатить оформление пропуска для въезда большегруза в центр столицы и повторную доставку уже по нужному адресу. Фабрика же все это время простаивала в ожидании фурнитуры, что вылилось в серьезные убытки. Такова цена ошибки, допущенной менеджером отдела логистики.
В то время как основная задача логистики - не наращивать расходы предприятия, а, наоборот, снижать издержки в процессе хранения, транспортировки и сбыта продукции. "Эффективная логистика помогает увеличить прибыль компании благодаря сокращению расходов на транспортировку и складские работы, - рассказал "РГ" гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых. - Для оптимизации бизнес-процессов логистики необходимо постоянно их моделировать, делать аудит, проводить реинжиниринг, стандартизацию процессов склада, обучать персонал и, конечно же, принимать правильные управленческие решения".
Нащупать тонкий баланс между экономией ресурсов и сохранением должного уровня обслуживания клиентов призван логистический консалтинг.
"Профессиональный консалтинг очень важен в построении эффективных логистических процессов, особенно в тех компаниях, которые только начинают их выстраивать. Если процессы еще не запущены, то для консалтинга необходимо определить их цель и задачи и какой результат компания планирует получить. Оптимизация проводится в основном по направлениям транспортной и складской логистики. И тут каждая деталь имеет огромное значение - от маршрутизации и транспорта до типа склада и организации хранения материально-складских запасов внутри компании", - поясняет гендиректор цифровой платформы быстрых закупок "Максмарт" Елена Суховей.
Приблизить логистику предприятия к идеалу можно за счет максимальной автоматизации учетной системы и физических процессов, считает эксперт. И это тренд последних пяти лет. Благодаря цифровизации на складах можно оптимизировать затраты на навигацию, топологию, документооборот и так далее. Все это обеспечивает прозрачность полного логистического цикла и повышает его управляемость. В режиме реального времени видно, сколько времени ушло на ту или иную операцию, на вход и на выход товара, комплектовку, перемещение с ячейки до ворот, от ворот на загрузку в транспорт. И все эти процессы реально оптимизировать.
"Цифровизация дает максимальный эффект для бизнеса, потому что максимально "схлопывает" офлайн-процессы, делает их более простыми и управляемыми, также у компании есть возможность проанализировать каждый процесс и принять решения по оптимизации того или иного отрезка работы. Кроме того, с помощью автоматизации появляется возможность управлять оборачиваемостью товарных запасов на складе и количеством сотрудников с максимальной эффективностью", - добавляет Елена Суховей.
Очевидно, что по мере возрастания значимости новых логистических маршрутов, связывающих Россию со странами глобального большинства, масштаб услуг логистического консалтинга будет только увеличиваться, уверен кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. Совершенно очевидно, рассказал он, что идеально выстроенной логистика бывает лишь на бумаге, а в реальности всегда возникают сложности и непредвиденные варианты. При этом эффективным и качественным можно назвать такое функционирование логистической подсистемы организации, когда она не только реагирует на уже случившиеся сбои и форс-мажоры, а пытается их максимально предвидеть и иметь "план Б". Именно на реализацию такой схемы функционирования ориентируют большинство логистических проектов современные консалтинговые агентства.
Другой важный момент, с которым стараются работать консультанты при разработке логистических проектов, это снижение затрат и отработка схем взаимодействия с контрагентами. Очевидно, что от эффективного выстраивания этих аспектов в современных условиях зависит как скорость доставки груза со склада в торговую сеть или непосредственному покупателю, так и определение наилучшего вида транспорта, который должен осуществить доставку.
"Если говорить о роли логистического консультанта в компании, то возможны два варианта, - продолжает ученый. - Первый - когда консультант становится штатным сотрудником организации и выстраивает систему логистического подразделения от начала до конца. В этом случае, с одной стороны, степень доверия к его решениям со стороны собственника и топ-менеджмента возрастает, но и ответственность становится больше, так как от эффективности реализации проекта будет зависеть его имидж и репутация. Второй вариант - когда консультационные услуги оказываются по схеме аутсорсинга. Здесь вероятность имиджевых и репутационных потерь в случае проблем и сбоев в реализации проекта для консультанта меньше, но и доверия со стороны владельцев организации и топ-менеджмента тоже меньше".
Кстати, уход из России консалтинговых компаний так называемой "Большой четверки" не повлиял на устойчивость рынка этих услуг. Во-первых, российские подразделения крупнейших компаний, взяв новые названия, сохранили весь функционал и большинство своих коллективов, а во-вторых, национальные консалтинговые компании активно замещают условно освободившиеся ниши, что стимулирует конкуренцию и, как следствие, ведет к повышению качества услуг.
На российском рынке изначально было сформировано сильное направление логистического консалтинга отечественными фирмами, которое с точки зрения аудита и оказания услуг не уступало в качестве оценки и рекомендаций иностранным компаниям, считает Елена Суховей. Поэтому уход зарубежных фирм в сфере логистики не оказал серьезного влияния на сегмент.
"Российские компании быстро "переобулись" и сами стали логистическими экспертами для западных компаний, -добавляет доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. - За два года они сами вышли на все рынки, о которых даже и не задумывались. Так что все трудности превратились в задачи, проблемы - в решения, консалтинг - в практику".