Инцидента в воронежской школе могло и не быть, если бы хоть кто-то подумал об этике
Журналист Елена Яковлева о скандале на ЕГЭ в Воронеже: Нельзя забывать про этические стандарты поведения
30.05.2024 14:38
30.05.2024 14:38
Поделиться
У глупого и грубого человеческого поступка всегда (а сегодня особенно) просто мегафонная громкость. Скандал из-за того, что в Воронеже старшеклассниц из школы №62 перед экзаменом, видимо, проверяя на наличие шпаргалок, заставили раздеваться до трусов и дальше, что в результате на лифчиках поломаны застежки, что раздетые школьницы были в слезах, а многие впали в (нельзя сказать, что необоснованную) истерику, заставляет нас задуматься о сочетании в любом деле профессиональных и человеческих, этических стандартов поведения.

Школьные контролеры по-своему служили правде и справедливости, рьяно выполняя приказ о проверке идущих на экзамен школьниц. И не впуская в обстоятельства этого дела никаких разумных человеческих соображений.

И сколько же в результате нелепости, неловкости, мелкого безобразия, вырастающего в громком своем бесславии до безобразия крупного!

Белье испорчено, на лифчиках поломаны застежки, на нижнем белье какие-то украшения. Бюстгальтеры, кто не знает, - вещь дорогая. Нижнее белье тоже не совсем уж копейки стоит, особенно с так нервирующими металлоискатель блестками.

А человеческое достоинство - вещь вообще бесценная. В 17-то лет.

А психологические травмы?

А если это была не сознательная глупость, а подсознательный абьюз? Если взрослый персонал, задеваемый беспечностью молодой девичьей красоты, мстил им за что-то свое, "доставая" их таким образом?

А попрание человеческого стыда и девичьей стеснительности, которые сегодня - SОS! - дефицитны во всем мире?

Правда, большие знатоки современных нравов старшеклассников и старшеклассниц меня осмеяли: какой стыд?! Они сами ищут повод прилюдно снять лифчик, это своего рода моральный экшен. Так что все было, скорее, наоборот, девочки в раздражении от абсурда ситуации сами демонстративно снимали белье, как пытаются утверждать обиженные инцидентом учителя.

Я в ответ вспоминала оскароносную "Красоту по-американски". Америка нам хоть и сильно сейчас не друг, но в этом кино была права: за развязной вульгарностью девчоночьего поведения может скрываться беззащитная чистота.

Почему у нас так устойчив унтер-пришибеевский идеал поведения с теми, кто тебе подчинен или не подчинен? Может, нам все-таки надо учиться делать поправки на здравое отношение к происходящему? Что незаконного можно спрятать в застежку от лифчика, блестки на трусах, в брекеты и пирсинг? И если металлоискатель и не склонного к усложненным умственным и нравственным реакциям физрука заклинило, может быть, стоило бы разрешить ситуацию "в ручном режиме", поняв, что ничего незаконного эти девчонки пронести на экзамен не могут? Боишься решить сам, не хочешь брать на себя ответственность - скажи директору, что ученицы проверены, ничего такого при них нет и заподозрить их трудно.

И все - дело решено.

Спазматически держаться за формальные правила там, где можно поступить по сути, по смыслу, по разуму, - это у нас тоже давняя и укорененная привычка самого разного рода "хозяев ситуации", начиная от вахтера. Заразность ли формально-бюрократического действия там, где можно поступить не бюрократически, боязнь ли взять ответственность тому виной, но такие вещи легко преодолеваются небольшой дозой этики.

А уж этика внутри педагогического сообщества - это сам Бог велел.