30.05.2024 08:50
Поделиться

Как в Приморье создают условия для развития киноиндустрии

С тех пор как во Владивостоке появился международный кинофестиваль "Меридианы Тихого" - а в этом году он пройдет уже в 20-й раз, - местные кинематографисты не оставляют надежд сделать приморскую столицу одной из киностолиц России.
Российский Дальний Восток становится популярным местом съемок для азиатских кинематографистов
Российский Дальний Восток становится популярным местом съемок для азиатских кинематографистов / Центр поддержки и развития кино Приморского края

Союз искусства и экономики

Опыт работы в крае отечественных и зарубежных съемочных групп, довольно длинная галерея фильмов, снятых в местных пейзажах и интерьерах, растущий интерес к кинопроизводству у местной молодежи - все говорит о том, что перспективы у этой отрасли в Приморье есть, и довольно ясные, считает режиссер и руководитель недавно созданного Центра поддержки и развития кино Приморского края Дмитрий Шевцов.

Хорошо зная киношную кухню изнутри, он убежден, что развитие киноиндустрии выгодно для Приморья. Создавая условия для кинопроизводства, мы привлекаем в регион колоссальные средства. Еще больше денег приносят туристы, которые хотят увидеть воочию то, что смотрели на экранах.

Начиная с 2004 года в крае проходили съемки свыше 30 полнометражных фильмов и сериалов. Половина из них снято кинематографистами из Китая, Японии, США, Финляндии, Франции, Норвегии и Польши. За один съемочный день российская кинокомпания может потратить в регионе от одного до двух миллионов рублей, а если речь идет о зарубежных киностудиях, цифры еще выше.

- Самый большой проект, который снимался в Приморском крае, - это "Старый телохранитель" Саммо Хунга, легенды гонконгского кино, который приезжал к нам в 2014 году, - рассказывает Дмитрий Шевцов. - В составе съемочной группы прибыли около 200 человек, среди которых был всемирно известный актер Энди Лау. Так вот компания за неделю оставила в Приморье десять миллионов рублей - это деньги, которые пошли в том числе на гостиницы, транспортные расходы и прочее.

Все идет по плану

У Дмитрия Шевцова есть своя формула создания киноиндустрии под названием "4К": кинофестиваль, кинокомиссия, киностудия, киношкола. По его мнению, решение такой нетривиальной задачи могут обеспечить только все четыре составляющие в комплексе. Пока в Приморье наличествуют лишь две из них: кинофестиваль и кинокомиссия.

Безусловно, международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого" сделал львиную долю работы - вспахал культурную почву, создал среду и навел мосты с азиатскими кинематографистами. В 2016-м в Приморском крае была создана кинокомиссия, призванная продвигать регион как съемочную площадку. Это в свою очередь позволило запустить систему рибейтов - специальных льгот и субсидий, когда из регионального бюджета производителям кино возвращается часть понесенных на территории затрат.

- Приморский край первым из российских регионов запустил эту систему. Она, к сожалению, изрядно буксовала по разным причинам, но при этом проекту Данилы Козловского "На районе" в 2016 году выплатили небольшие деньги. И Приморский край вошел в историю России как регион, где впервые создана кинокомиссия и где был получен первый рибейт.

Начиная с 2004 года в крае проходили съемки свыше 30 полнометражных фильмов и сериалов

В 2023 году правительство региона перезапустило программу рибейтов, и она начала действительно работать. В настоящее время рибейт составляет от 20 до 40 процентов. Его величина растет, если соблюдается ряд условий: например, когда кино рассказывает про известную историческую личность, жизнь которой связана с Приморьем, или компания берет на практику местных молодых специалистов.

С недавних пор функции кинокомиссии исполняет созданный региональным минкультом Центр поддержки и развития кино. Ему поручено заниматься не только привлечением в Приморье российских и зарубежных съемочных групп, но и создавать здесь свои проекты, поддерживать местных творцов. Как говорит руководитель центра, и тех, и других уже сегодня немало.

- Сейчас у нас возле маяка Бюссе в Хасанском районе начались съемки полнометражного художественного фильма "Большая земля" режиссера Юлии Трофимовой, это компания Star Media Distribution. Перед началом съемок мы предоставили им всю информацию о приморских актерах, об имеющейся технике, рассказали про рибейт и помогли выбрать локации. Другой проект - полнометражный документальный фильм режиссера Азата Григоряна (россиийская телекомпания "АТВ Фильм") под названием "Полет над Владивостоком". Здесь мы помогаем практически во всем, начиная с разрешения на использование коптера и заканчивая вопросами кинопроизводства, - объясняет Дмитрий Шевцов.

По его сведениям, Приморский край сегодня лидирует по количеству съемок проектов из других российских регионов и зарубежных стран.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

А что у нас?

Работа больших кинокомпаний стимулирует местных кинематографистов. Самый заметный игрок на этом поле - владивостокская студия Cinema Code. Директор и режиссер Георгий Саенко сотоварищи успешно снял мини-сериал "Осенние визиты" по роману Сергея Лукьяненко и приступил к экранизации других произведений того же автора - "Черновик" и "Чистовик". Во Владивостоке работают и резиденты продюсерского центра "Инсайт люди", блогерской структуры группы компаний "Газпром-медиа Холдинг". Известный в крае режиссер Сергей Боровков недавно заключил контракт со Свердловской киностудией, но снимать кино планирует во Владивостоке. А не столь известный пока Алексей Сухачев с проектом "Зеленый угол" занял первое место в категории "Документальное кино" на питчинге дебютантов в рамках 46-го Международного Московского кинофестиваля.

- В Находке работает Сергей Ильинов, у него студия "Медиадом", - продолжает Дмитрий Шевцов. - Он сейчас выиграл грант от Фонда культурных инициатив в размере семи миллионов рублей на съемку документальных фильмов. А до этого грант того же фонда получили девушки из Владивостока с проектом "Наука женского рода" на создание документального кино про женщин науки. В общем, у нас движение началось, и я надеюсь, что оно продолжится.

Дайте сценарий

Сегодня Центр поддержки и развития кино Приморского края стремится реализовать оставшиеся два пункта из формулы "4К" - киношколу и киностудию. Задачи громадные, требующие серьезных затрат, большой энергии энтузиастов и внимания власти - благо, и краевое министерство культуры, и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заинтересованы в развитии киноиндустрии в Приморье. А еще хочется создать кинокластер, объединяющий все кинопроизводящие компании в одном месте - по примеру кинопарка "Москино", который создается ныне в Красной Пахре. Кстати, там сейчас в декорациях старого Владивостока с Адмиральской пристанью и заливом снимается фильм "Арсеньев".

Больше же всего сегодня руководителя центра волнует нехватка сценариев.

- Это очень большая проблема. У Приморья есть истории, их нужно адаптировать для кино. Необходимо создать базу сценариев, которую мы могли бы продвигать московским компаниям, чтобы они приезжали сюда и снимали кино про наш край.

Значит, что у краеведов и писателей есть весьма интересная задача - воплотить для визуального повествования страницы приморской истории и судьбы живших здесь людей. Дмитрий Шевцов уверен, это поможет развитию региональной киноиндустрии, а вместе с тем привлечению российских кинокомпаний и иностранных туристов.