30.05.2024 10:00
Поделиться

В Томске обсудили вопросы импортозамещения в онкологии

Согласно федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями", в этом году в России выявляемость таких болезней на ранних стадиях должна была достичь 65 процентов. К сожалению, реализации этих планов помешал ковид, сроки сдвинули на 2030-й. Тем не менее проблеме продолжают уделять самое пристальное внимание - об этом свидетельствует прошедшая в Томске научно-практическая конференция "Фундаментальная и клиническая онкология: достижения и перспективы развития". На ней, в частности, обсуждалось развитие производства отечественных медицинских изделий для оказания помощи онкобольным.

В Томской области, к примеру, в шестидесяти процентах случаев рак диагностируют на первой и второй стадиях. Казалось бы, до решения поставленной задачи всего ничего, но скачок сделать сложно, признают ученые и ведущие онкологи страны.

В Томске 45 лет назад начал свою работу филиал Всесоюзного онкологического центра Академии медицинских наук СССР (сейчас НИИ онкологии - филиал "Томского национального исследовательского медицинского центра РАН"). За эти годы в нем появились уникальные компетенции, разработки и фундаментальные исследования, велась подготовка высококвалифицированных кадров для медицинских организаций страны. Как отметил директор Томского НИИ онкологии академик РАН Евгений Чойнзонов, научное направление единственного за Уралом академического профильного учреждения - изучение закономерностей распространения патогенеза злокачественных новообразований в Сибири и на Дальнем Востоке, внедрение в практику инновационных методов лечения.

Акцент на раннем выявлении рака в разговоре с журналистами сделал директор Института кластерной онкологии им. профессора Л. П. Левшина Сеченовского университета (Москва) академик РАН Игорь Решетов. Он отметил, что Россия по этому показателю вошла в семерку ведущих стран мира.

- Мы сумели серьезно повлиять на выявляемость рака на начальной стадии. Чтобы войти в клуб таких стран, надо много вкладывать в кадры, диагностическо-терапевтическое оборудование, управление. Создана единая государственная система, когда лечение онкологического пациента отслеживается на всех этапах, - отметил Игорь Решетов. - Например, выявляемость патологий рака молочной железы на начальной стадии сейчас составляет семьдесят процентов. А это фактически девяносто процентов излечения. И так далее - высока доля ранней диагностики при раке желудка, прямой кишки, шейки матки.

Одна из задач, которая решалась с созданием НИИ онкологии в Сибири почти полвека назад, - сделать доступной высококвалифицированную помощь на огромной территории с населением в двадцать миллионов человек. За которой не надо ездить в Москву или Санкт-Петербург.

Центры онкологической амбулаторной помощи должны приблизить диагностику и помощь к пациентам, живущим на отдаленных территориях. Каждый год в стране вводят не менее пятидесяти таких центров. К 2030 году, как отметил Игорь Решетов, этой сетью должна быть покрыта вся территория страны. Этому во многом способствует нацпроект "Здравоохранение".

Но делать вид, что все хорошо, неправильно, говорят академики и признают: одна из задач - создание отечественного производства медоборудования и развитие производства радиофармпрепаратов.

- Сейчас мы регистрируем базу данных медицинских приборов и аппаратов для клинической, научной деятельности. Формируем так называемый критический список. И он не в нашу пользу. Надо прямо об этом говорить. Ряд медицинских изделий напрочь отсутствует в списке производимых в России. Это серьезная проблема, - подчеркнул академик Решетов.

По его словам, определены три пути ее решения. Первый: если изделия уникальны, то их следует поставлять в Россию по принципу параллельного импорта - через дружественные страны. Второй - кооперация с дружественными государствами. И третий - организация производства в России. Это наиболее сложная задача.

- Мне мои коллеги поручили подготовить доклад об импортозамещении оборудования. Хотя все уже придумано нашими учеными. Например, что такое ушивающие аппараты? Это отечественная разработка. Да, санкции отражаются на лечебной, научной работе, прекратились поставки реактивов, стало сложно приобретать зарубежное оборудование. Все это мы должны производить сами. И тогда молодежь будет здесь работать, а пациенты - получать самое современное лечение, - отметил академик Евгений Чойнзонов.

Академик Мамед Алиев (МНИОИ имени П. А. Герцена) признает, что ему обидно говорить об импортозамещении, когда еще в 50-х годах прошлого века выдающийся хирург, изобретатель Константин Сиваш, сто лет со дня рождения которого исполнилось в этом году, разработал первый в мировой практике вариант тотального эндопротеза тазобедренного сустава.

- До 80-х годов мы пользовались сивашевским эндопротезом, а потом начали закупать за рубежом. За это время Турция, Китай, Израиль, Чехия, Южная Корея стали их производить, - отметил он.

По словам академика, сегодня путь от разработки до внедрения - кратчайший, все делается максимально быстро без какого-либо административного торможения. Пример - выпуск эндопротезов в Центре серийного производства Самарского государственного мед-университета. Одно из томских предприятий изготавливает импланты, с помощью которых можно восстанавливать утраченные структуры лица, крупных костей, выпускает различные эндопротезы, в том числе для военных госпиталей, в которых проходят реабилитацию участники СВО.

Или известная каждому хирургу "С-дуга". С помощью этого аппарата оперирующие врачи смотрят, правильно ли пациенту установлен эндопротез, имплант. А производят его в Томске. Но, как было отмечено, аппарат умельцы перевозят через границу, приклеивают лейбл Made in Germany и продают в три раза дороже в другие страны.

Еще одна тема, поднятая на конференции, - развитие радиофармпроизводства. Когда "изотопные" препараты будут широко применяться в диагностике и лечении злокачественных новообразований? По словам директора НИИ клинической и экспериментальной радиологии НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина (Москва) академика РАН Бориса Долгушина, в Томске работа в этой сфере - на высоком уровне.

Так, НИИ онкологии Томского НИМЦ совместно с Томским политехническим университетом разработал радиофармпрепарат для визуализации "сторожевых" лимфатических узлов. Он необходим для того, чтобы избежать оперативного вмешательства и не усложнять жизнь пациентам. Препарат зарегистрирован, его производит уральская компания.

Еще один томский радиофармпрепарат, с помощью которого будут проводить исследования головного мозга, зарегистрирован и скоро поступит на рынок.

- Сегодня от нас, людей науки, требуют разработанных методов, технологий, приборов. И важно, чтобы научные результаты не лежали на полке. У каждого ученого должен быть коммерческий партнер, который доведет разработку до практического внедрения, - отметил академик РАН Евгений Чойнзонов.