30.05.2024 18:04
Поделиться

Как тюменская семья Авдеевых создает волшебные витражи и люстры

Вот уже в течение 17 лет в семье Авдеевых создают шедевры из стекла. Это витражи для оформления коттеджей, крупных офисов, ресторанов и музеев. Видели огромную мозаику из "льдинок" на здании представительства Ямало-Ненецкого округа в Тюмени? Витрину знаменитой мумии мамонтенка Любы, когда она экспонировалась в музее Словцова? Не менее впечатляюще выглядят и гигантские люстры из изогнутого художественного стекла, но они радуют глаз только хозяев больших коттеджей и их гостей. Не имея художественного образования и навыков рисования, Марина Авдеева освоила различные техники работы со стеклом и берется за самую сложную работу, от которой многие отказываются, а ее супруг и дети ей во всем помогают. Своей историей мастера-стекольщики поделились с контент-партнером "РГ" "Вслух.ру".
Юрий Шестак/"Вслух.ру"

У Марины и Сергея мастерская находится в их большом частном доме, в цокольном этаже. Интересный проект с плоской крышей. Собеседница говорит, что спроектировала его сама, а Сергей построил своими руками. Отделкой жилья занимались дети. У Марины и Сергея их пятеро родных и два приёмных.

Раньше жили в Молдавии, семь лет продавали бытовую технику, привезенную из Германии: холодильники, стиральные машины, телевизоры, газовые плиты, газовые котлы, микроволновки. Заодно занимались их обслуживанием и ремонтом. Дело оказалось очень выгодным, но и очень рискованным. Это было в 2000-е. На дорогах Германии и Польши за фурами охотились бандиты. Из одной такой поездки Сергей мог не вернуться.

В Россию переехали в 2012 году. В Тюмени оказались по воле случая. Нужно было изготовить 373 авторские награды из стекла для одной из государственных структур в Ханты-Мансийске. Авдеевы их сделали и отправили. При разгрузке одну из коробок уронили. Разбили 42 сувенира. Каждый состоит из трех граненых стекол. Нужно было их изготовить заново. Остановились в Тюмени, собрали оборудование своими руками за семь дней и еще за семь дней сделали сувениры.

- Съемная квартира, пять детей и пять тысяч рублей в кармане, - вспоминает Марина Авдеева. - В Тюмени мы начали жизнь заново, с чистого листа. В 2014 году изготовили очень большую люстру из витражного изогнутого стекла в технике Тиффани. Отлили каждый кусочек художественного стекла, подогнали по размерам, подписали, чтобы потом собрать у заказчика. Кто смотрел на нас со стороны, не верили, что мы соберем эту люстру, потому что объем работы был колоссальный. На международном форуме стекольщиков эта люстра заняла первое место! В 2015 году у нас уже был самый оснащенный цех. Работали круглые сутки.

Для непосвященных все витражи одинаковы, на самом деле существует более 40 различных техник. Например, тиффани с элементами фьюзинга (это техника плавления, спекания различных стеклышек в одну композицию), и потом у каждого стекла перед сборкой обтачиваются грани. Есть современный витраж, делается по технологии DecraLed, где эффект витража создается на цельном стекле. Стоит значительно дешевле, поэтому более популярен. Такой витраж часто используется в помещениях - в перегородках из стекла, на зеркалах, во входных группах. Для настоящего витража используется художественное стекло ручной варки.

Марина показала, как кусочек стекла под огнем газовой горелки превращается в бусинку. Стекло плавится и накручивается на стальной пруток. Смешивая стекла разных цветов, можно получить уникальный рисунок. На мастер-классах от таких превращений у тюменцев загораются глаза.

- Когда человек что-то усердно делает руками - лепит что-то из глины или готовит еду - не важно, в этот момент у него отключаются определенные участки головного мозга, он соединяется с душой, со своим внутренним миром, и как раз в такие моменты происходят невероятные открытия. Человек неожиданно находит выход из самой сложной ситуации. Для меня ручной труд - это и работа, и отдых. Все зависит от задачи и от подхода к ней. Нерешаемых задач не бывает. Я это доказала многими своими работами. Мое самое главное правило - изготавливаю витражи в хорошем настроении, делаю их с любовью. Когда у меня плохое настроение, выхожу из дома, хожу по лесу, гуляю с собакой. Стекло и зеркало имеют память. Это застывшая жидкость, и отдать человеку витраж с негативом я не имею права, - рассказывает мастерица.

Художественное стекло для витражей плавится из заготовок, смешивается для получения нужных оттенков. Много времени уходит на то, чтобы проработать эскизы. Марина общается с заказчиком, обращает внимание на интерьер, выясняет предпочтения по цветовой гамме у хозяев дома, если нужно установить витраж в коттедже. Делает два-три варианта эскиза.

Как правило, на третьем варианте многие и останавливаются. Это может быть пейзаж, абстракция, геометрические фигуры. Перед тем как рисовать мастерица вдохновляется картинами известных художников. Говорит, что когда начинает работать в медитативном состоянии, варианты приходят ей сами. Согласованный рисунок карандашом переносится в графику на компьютере, подбираются стекла.

- С удовольствием рисую горы, те же Карпаты, которые видела своими глазами, помню их энергетику, - говорит Марина. - Хотя я могу точно также создать витражи по картинам художников. Училась я сама, опираясь на литературу, в том числе иностранную. В работе постоянно включаешь опыт и голову. В 2009 году мы создали форум стекольщиков из творческих людей, которые любят стекло. На этом форуме делились опытом, исправляли ошибки. В 2013 году в новой для себя технике Pate de verre я сделала кубок на чемпионат мира по шахматам в виде руки, держащей фигуру ферзя. Это древняя технология, но я ее освоила. Идею фигуры придумала сама, ведь ценность любого сувенира в его уникальности.

Из самых масштабных работ мастерской семьи Авдеевых - оформление музейно-мемориального комплекса "АЛЖИР" в Астане. Никто не хотел браться за изготовление прямоугольных витрин в здании конической формы.

- Я переделала весь проект и согласовала за 2,5 часа с руководством музея, - вспоминает Марина Авдеева. - Просчитали все радиусы, изготовили у себя в мастерской, привезли на место, вставили стекла. Жуткое место. Там во время сталинских репрессий содержали под стражей жен изменников Родины, в том числе генералов высшего командного состава. Вместе с дочерью написали компьютерную программу, с помощью которой посетители могут ознакомиться с историей каждой из женщин, найти в музее их сохранившиеся вещи. Внедрили в музее и аудиошум, когда аудиогид включается при приближении посетителей. Мы бы могли еще оформить и наружную часть здания, но помешал ковид.

Специально для знаменитого мамонтенка Любы в Тюмени сделали необычную витрину. Дизайн разработал Денис Ганихин. Нашу витрину признали лучшей в России, поэтому ее увезли вместе с мамонтенком после завершения экспозиции в музее Словцова.

Витраж в представительстве ЯНАО в Тюмени мы придумали сами - сделали мозаику в виде колотого льда на площади 97 квадратных метров. Каждое стеклышко нужно было нарезать, обточить, каждое из них должно подходить друг к другу, иначе картина не соберется и не будет нужной крепости. Ведь витраж еще выполняет роль окна. Работала вся семья в течение трех месяцев. Привлекли единственного наемного работника. Не сделали лишь одно. На этом витраже нет подписи нашей мастерской. Мы только регистрировали свой товарный знак - "Волшебная мастерская Авдеевых". Будем ставить подпись на всех наших новых работах. Думаю, это важно.

Марина признается, что на витражи спрос небольшой, но стабильный, то есть не растет, но и не снижается. И все заказчики - люди особенные, с богатым внутренним миром. Они уже знают, что витраж никогда не надоест. В него влюбляются те, кто много путешествовал по Европе и видел, какой эффект происходит в помещении с витражом при солнечном свете. В определенный момент свет, проходя сквозь художественное стекло, преломляется так, что помещение заполняется всеми цветами радуги. Поэтому и мастерская у семьи Авдеевых волшебная.

Своей историей Марина Авдеева поделилась с предпринимателями на форуме "Мой бизнес. Земля больших семей", который прошел 29 мая в Тюменском технопарке.

Юрий Шестак