К принятию поправок местные власти готовились долго и тщательно. Обсуждали их на специально созданной рабочей группе и внеочередных заседаниях комиссии по экономике гордумы, причем, как сообщили в представительном органе, с участием общественников, бизнеса, потребителей, правоохранительных органов, а также уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, представителей мэрии и городской прокуратуры. При этом последняя даже инициировала одну из самых резонансных поправок - о запрете субаренды, что должно, по мнению надзорного органа, "повысить прозрачность бизнеса".
- На сегодня очевидно, что город нуждается в серьезных изменениях в сфере НТО, - подчеркнула на заседании гордумы прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова.
Мэрия закручивает гайки в отношении НТО уже много лет, и эту политику многие горожане одобряют: разношерстные ларьки с улиц практически исчезли, те, что остались, в основном оформлены в едином стиле. Но теперь власти предъявили киоскерам другие претензии.
- Мы идем к упорядочению такого формата торговли и хотим сделать бизнес легальным, законным и понятным. Это главная цель… Мы меняем размер платы за размещение НТО, потому что она устанавливалась давно и на сегодня является нерыночной, несправедливой. И второй ключевой момент - субаренда, - заявил директор департамента потребительского рынка и услуг администрации Екатеринбурга Максим Чаплыгин.
Речь вот о чем. Предлагается установить базовую ставку платы за размещение НТО, итоговая же цена будет зависеть от площади и специализации павильона, а также района, где он установлен. Мэрия обещает: плата вырастет не более чем в 2-3 раза, но останется при этом ниже рыночной. Предприниматели не понимают, какова методика определения рыночной цены, а бизнес-омбудсмен Елена Артюх считает противоречивой саму постановку вопроса: по логике, нужно либо привязывать цену к рынку, либо делать ее регулируемой, совместить эти подходы вряд ли получится.
По заданию мэрии научно обоснованную формулу расчета цены вывели в Институте экономики УрО РАН. В нее, в частности, впервые оказались включены коэффициенты для разных территориальных зон: чем ближе к центру города, тем этот индекс выше. Еще один индекс - близость к остановке общественного транспорта: там, где пассажиропоток больше, растет и плата. По словам Максима Чаплыгина, "даже если киоск стоит в отдаленном районе, там может быть большой пассажиропоток, а значит, справедливость присутствует". Чиновник сообщил также, что "каждое место уже оценено и пересчитано".
Отдельным пунктом поправок стал запрет на субаренду, от которой, по оценке мэрии, город практически не получает доходов. Правообладатели вносят в казну 5000 рублей (это сегодняшняя средняя стоимость размещения НТО) и сдают киоск в субаренду за 65 тысяч. Это не развитие малого бизнеса, констатируют чиновники. А при нулевой налоговой отчетности предпринимателя поступлений в бюджет нет.
Однако, по мнению владельцев киосков, субаренда - вообще не аргумент, а попытка ввести горожан в заблуждение.
- Город предоставляет нам право разместить НТО на муниципальной земле, а владелец киоска сдает в аренду собственный объект ценой один-два миллиона рублей, - считает Денис Рудаков, представитель собственников НТО Екатеринбурга, член Союза НТО. - Посмотрите, в ТЦ ни один собственник сам не торгует, а для владельцев киосков ввели ограничения на аренду. Считаю, что такой запрет нарушает наши конституционные права. Кстати, статья 169 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Кстати, порой сдавать свой киоск вынуждают обстоятельства: скажем, владельца мобилизовали в армию или предпринимательница ушла в декрет. Не продавать же в таком случае бизнес?
- Безусловно, администрация Екатеринбурга уполномочена регулировать деятельность нестационарных торговых объектов. Однако еще на стадии обсуждения условий размещения НТО я обращала внимание на некоторые спорные моменты. Скажем, термин "субаренда" в данном случае вообще некорректен, хотя прокуроры - авторы поправки - его использовали. В пункте 43 изменений говорится о запрете передачи прав по договору размещения. Но права по такому договору и так нельзя передать согласно Гражданскому кодексу РФ, - излагает свою позицию уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. - Формулировка такова, что одна часть данного пункта уже законодательно закреплена, а вторая звучит, на мой взгляд, не вполне корректно в части запрета осуществления третьими лицами торговой или иной деятельности с использованием НТО. Фактически декларируется запрет на реализацию собственником движимого имущества своих гражданских прав. Я всегда стараюсь быть последовательной, поэтому и в данном случае готовлюсь высказать свое мнение по этой ситуации в соответствии с полномочиями государственного правозащитника.
Надо сказать, что одним лишь "недополучением доходов" недовольство горадминистрации киоскерами не ограничивается. В мэрии откровенно называют НТО "пережитком прошлого" и альтернативу им видят в стационарных магазинах и крупных торговых центрах. Однако эта позиция тоже может быть подвергнута критике.
- Серьезный бизнес - застройщики, сетевой ретейл - лоббирует свои интересы. Первым важно сдать в аренду первые этажи новостроек, вторым - увеличить поток покупателей в магазинах. Зачем им конкуренция? Поэтому малому бизнесу надо объединиться и защищать свои интересы, - рассуждал в беседе с корреспондентом "РГ" еще полгода назад экс-депутат гордумы глава Союза НТО Роман Ступников.
По мнению Чаплыгина, нестационарная торговля имеет право на жизнь только там, где нет возможности построить магазины. Туристической привлекательности городу павильоны тоже не добавляют, портят его внешний вид. Так что, судя по всему, многие киоски ждет ликвидация или высылка на окраины. Но если отсутствие в центре овощной палатки пережить можно, то, например, киосков мороженого, павильонов с прессой горожанам будет остро не хватать. Да и их владельцы настроены пессимистично.
- Новые поправки - это фактически смерть большинства НТО, и киосков печати в том числе. Сейчас мы платим за аренду по льготной ставке. Но эти льготы лишь рекомендованы на федеральном уровне, местные власти могут их отменить. В таком случае, если для всех НТО плата вырастет в 2-3 раза, то для киосков печати - более значительно. Кто же выдержит такие расходы? - сетует Сергей Ченцов, директор сети "Розпечать".
Сегодня коэффициент для таких социально значимых объектов, как павильоны прессы, составляет 0,013. Как сообщили "РГ" в пресс-службе администрации Екатеринбурга, для киосков с печатной продукцией понижающий индекс сохранится. А вот для павильонов с лотерейными билетами его скорее всего отменят.
Итак, для новых НТО поправки вступят в силу уже с 1 сентября 2024 года. Действующие киоски смогут работать по старой ставке до окончания срока договора. Впрочем, это мало кого утешает: у большинства предпринимателей он истекает уже в 1-2 квартале 2025 года.
Справка РГ
На конец 2023 года в схему размещения НТО на территории Екатеринбурга входили 2025 объектов уличной торговли, включая киоски прессы. Причем число последних за три года сократилось со 198 до 154.