Введение*
В 2023 году исполнилось 25 лет с того момента, когда уполномоченный по правам ребёнка в качестве пилотного проекта появился в пяти российских регионах.
Историю развития института уполномоченных по правам ребёнка можно разделить на этапы:
1. 1998 - 2009 годы - предварительный этап, который характеризуется тем, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (прежде всего, Конвенцией ООН о правах ребёнка 1989 года), Конституцией Российской Федерации в Волгоградской, Калужской, Новгородской, Свердловской областях, г. Санкт-Петербурге конструируется и апробируется новый механизм в системе гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в виде пилотных регионов, в которых введена должность уполномоченного по правам ребёнка.
2. 2009 - 2018 годы - этап создания и становления института уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации. Учитывая положительный опыт детских правозащитников в пилотных регионах, Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Региональным органам власти рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребёнка.
На протяжении трёх лет 65 субъектов Российской Федерации приняли законы, 20 регионов - подзаконные нормативные правовые акты, самостоятельно установив правовую форму организации деятельности региональных уполномоченных.
Сформировалось несколько организационно-правовых моделей деятельности уполномоченных по правам ребёнка: должность государственной гражданской службы при руководителях регионов; государственная должность без образования юридического лица (государственного органа); государственная должность в государственном органе Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации; государственная должность в отдельном государственном органе Уполномоченного по правам ребёнка.
В каждом из регионов устанавливался свой перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность уполномоченного (цензы гражданства, возраста, высшего образования, наличие опыта работы в области защиты прав и законных интересов ребёнка).
Ряд субъектов Российской Федерации предусматривал особый порядок вступления уполномоченного по правам ребёнка в должность (например, принесение присяги в Еврейской автономной области).
Большим разнообразием отмечен подход регионов к установлению сроков деятельности уполномоченного: он либо не определён, либо обусловлен сроком полномочий глав регионов, либо составляет 5 лет с возможностью назначения одного и того же лица на второй срок подряд.
Неодинаково регламентировалось организационное и материально-техническое обес- печение деятельности уполномоченного. В ряде субъектов РФ не предусматривался соответствующий аппарат. Объём полномочий отличался от региона к региону.
Правом законодательной инициативы была наделена незначительная часть региональных уполномоченных (например, в Иркутской области).
3. 2018 год - по настоящее время - этап стабильного функционирования и поступательного развития института уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ, характеризующийся унификацией нормативного правового регулирования на основе принятого по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 501-ФЗ).
В субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность уполномоченных по правам ребёнка, были приведены в соответствие с вышеназванным законом.
Федеральный закон № 501-ФЗ позволил стандартизировать подход к деятельности региональных уполномоченных. При этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка был наделен правом координации деятельности Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ, направленной на реализацию единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения эффективной правозащитной работы.
Формирование данного института осуществляется и в новых субъектах РФ: Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Сегодня Россия стала лидером в правозащитной деятельности - не все страны могут сказать, что у них есть аналогичный институт.
На современном этапе практическая работа детского правозащитного института обусловлена многими факторами, прежде всего, отстаиванием нашим государством своих национальных интересов.
С начала проведения специальной военной операции (далее - СВО) федеральный и региональные уполномоченные были включены в работу, направленную на защиту прав и законных интересов детей и их семей, проживающих на территории Донбасса, в которые федеральный уполномоченный неоднократно выезжал для оказания гуманитарной помощи семьям с детьми, тем самым давая уверенность людям, что наше дело правое, что мы своих не бросаем, получив мировую известность.
Занимая особое место в правозащитной системе, уполномоченный по правам ребёнка сочетает черты как государственного (находится в системе органов государства), так и общественного института (гибкость реагирования, постоянный диалог с населением), что делает его важным помощником Президента Российской Федерации в сфере защиты прав детей.
Его уникальность состоит в том, что он аккумулирует актуальную повестку сферы детства. Государственные органы и уполномоченные по правам ребёнка решают задачи, совпадающие по ключевым аспектам. Среди них: формирование просемейной политики, поддержка родителей в трудной жизненной ситуации, совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей и подростков, противодействие продвижению экстремизма в молодёжной среде, создание условий для развития волонтёрского и добровольческого движения, благотворительной деятельности в России, конструктивное взаимодействие государства с общественными институтами.
При поддержке Президента РФ реализуются инициированные федеральным уполномоченным стратегические программы "Подростки России", "Дети в семье", "Сопровождение через всю жизнь", "Страна для детей". Они знаменуют новый принцип работы института: от реагирования на уже состоявшиеся нарушения прав детей (что остается важной задачей) к созданию социальной среды, где права детей и интересы семей обеспечены и есть условия для их всестороннего благополучия.
Органами власти во взаимодействии с институтом уполномоченного по правам ребёнка из года в год на системной основе совершенствуется правовое регулирование. На протяжении последних лет расширился перечень социальных выплат семьям, воспитывающим детей, размер сумм индексировался. По инициативе федерального уполномоченного Указом Президента РФ от 21.12.2023 № 975 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, пострадавших от агрессии Украины" (далее - Указ Президента РФ № 975) утверждена единовременная выплата в размере 100 000 рублей на ребёнка, получившего в возрасте до 18 лет увечье (ранение, травму) от агрессии Украины. Учтены предложения федерального уполномоченного в проектах федеральных законов по инклюзивному отдыху детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха и оздоровления по ежегодной региональной квоте; трудоустройству несовершеннолетних с 14 лет; увеличению возраста детей при нахождении в местах лишения свободы совместно с матерями и т.д.
В целом институт уполномоченных по правам ребёнка зарекомендовал себя авторитетным, востребованным партнёром государства, содействующим укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реализации масштабных проектов, нацеленных на повышение качества жизни семей с детьми, защиту прав и интересов подрастающего поколения, на совершенствование профильного законодательства и правоприменительной практики.
Проводимая совместная работа в целом обусловила ряд позитивных изменений в сфере семьи, материнства, отцовства и детства.
В период с 2021 года по 2023 год уменьшилась:
- на 8,4 % общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая составила 358 006 чел., из них находятся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 31 654 чел.;
- на 9,8 % численность детей, состоящих на учёте в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которая составила 35 729 чел.;
- на 10,4 % численность выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая составила 41 958 чел. Из них численность социальных сирот (при живых родителях) составила 29 374 чел., а их доля в общей численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 70 %;
- на 18,3 % численность детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, которая составила 1 466 чел.;
- на 22,1 % численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, которая составила 1 273 чел.;
- на 11,6 % численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя (или единственный), которая составила 17 444 чел.;
- на 8,9 % численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя (или единственный), составляющая 7 992 чел.;
- на 5,4 % количество отмененных решений о передаче ребёнка на воспитание в семью, всего 4 930 случая;
- на 6,5 % численность несовершеннолетних, помещенных в учреждения системы профилактики безнадзорности, которая составила 2 1131 чел.;
- на 3,6 % численность несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, которая составила 210 309 чел.
В указанный период времени увеличилась:
- на 9,7 % численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав, которая составляет 795 чел.;
- на 12,1 % число семей, желающих принять ребёнка на воспитание в семью, и составило 14 227.
Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2023 году (далее - Доклад) подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 501-ФЗ. Он состоит из введения, трёх глав, в которых представлена общая характеристика работы уполномоченного, его правоприменительная деятельность по защите основных прав и законных интересов детей, реализация стратегических программ, а также заключения, содержащего прежде всего оценку положения детей и задачи федерального уполномоченного на 2024 год. Кроме того, в нём также представлен опыт региональных уполномоченных. Материалы и выводы Доклада предлагаются к учёту в работе для развития государственной политики в сфере детства, направленной на улучшение положения детей в Российской Федерации, и адресованы государственным органам, некоммерческим и общественным организациям, экспертному сообществу, социально ориентированному бизнесу, представителям СМИ. Доклад опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.deti.gov.ru, а также в "Российской газете".
* В Докладе используются сокращения: Российская Федерация - РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка - Уполномоченный при Президенте РФ, Уполномоченный, федеральный уполномоченный, Уполномоченный по правам ребёнка в субъекте Российской Федерации - региональный уполномоченный, Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" - Федеральный закон № 501-ФЗ, Семейный кодекс РФ - СК РФ, Трудовой кодекс РФ - ТК РФ, Жилищный кодекс РФ - ЖК РФ и т.д.