В 2023 году исполнилось 25 лет с того момента, когда уполномоченный по правам ребёнка в качестве пилотного проекта появился в пяти российских регионах.
На протяжении трёх лет 65 субъектов Российской Федерации приняли законы, 20 регионов - подзаконные нормативные правовые акты, самостоятельно установив правовую форму организации деятельности региональных уполномоченных.
Сформировалось несколько организационно-правовых моделей деятельности уполномоченных по правам ребёнка: должность государственной гражданской службы при руководителях регионов; государственная должность без образования юридического лица (государственного органа); государственная должность в государственном органе Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации; государственная должность в отдельном государственном органе Уполномоченного по правам ребёнка.
В каждом из регионов устанавливался свой перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность уполномоченного (цензы гражданства, возраста, высшего образования, наличие опыта работы в области защиты прав и законных интересов ребёнка).
Ряд субъектов Российской Федерации предусматривал особый порядок вступления уполномоченного по правам ребёнка в должность (например, принесение присяги в Еврейской автономной области).
Большим разнообразием отмечен подход регионов к установлению сроков деятельности уполномоченного: он либо не определён, либо обусловлен сроком полномочий глав регионов, либо составляет 5 лет с возможностью назначения одного и того же лица на второй срок подряд.
Неодинаково регламентировалось организационное и материально-техническое обес- печение деятельности уполномоченного. В ряде субъектов РФ не предусматривался соответствующий аппарат. Объём полномочий отличался от региона к региону.
Правом законодательной инициативы была наделена незначительная часть региональных уполномоченных (например, в Иркутской области).
В субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность уполномоченных по правам ребёнка, были приведены в соответствие с вышеназванным законом.
Федеральный закон № 501-ФЗ позволил стандартизировать подход к деятельности региональных уполномоченных. При этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка был наделен правом координации деятельности Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ, направленной на реализацию единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения эффективной правозащитной работы.
Формирование данного института осуществляется и в новых субъектах РФ: Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Сегодня Россия стала лидером в правозащитной деятельности - не все страны могут сказать, что у них есть аналогичный институт.
На современном этапе практическая работа детского правозащитного института обусловлена многими факторами, прежде всего, отстаиванием нашим государством своих национальных интересов.
С начала проведения специальной военной операции (далее - СВО) федеральный и региональные уполномоченные были включены в работу, направленную на защиту прав и законных интересов детей и их семей, проживающих на территории Донбасса, в которые федеральный уполномоченный неоднократно выезжал для оказания гуманитарной помощи семьям с детьми, тем самым давая уверенность людям, что наше дело правое, что мы своих не бросаем, получив мировую известность.
Занимая особое место в правозащитной системе, уполномоченный по правам ребёнка сочетает черты как государственного (находится в системе органов государства), так и общественного института (гибкость реагирования, постоянный диалог с населением), что делает его важным помощником Президента Российской Федерации в сфере защиты прав детей.
Его уникальность состоит в том, что он аккумулирует актуальную повестку сферы детства. Государственные органы и уполномоченные по правам ребёнка решают задачи, совпадающие по ключевым аспектам. Среди них: формирование просемейной политики, поддержка родителей в трудной жизненной ситуации, совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей и подростков, противодействие продвижению экстремизма в молодёжной среде, создание условий для развития волонтёрского и добровольческого движения, благотворительной деятельности в России, конструктивное взаимодействие государства с общественными институтами.
При поддержке Президента РФ реализуются инициированные федеральным уполномоченным стратегические программы "Подростки России", "Дети в семье", "Сопровождение через всю жизнь", "Страна для детей". Они знаменуют новый принцип работы института: от реагирования на уже состоявшиеся нарушения прав детей (что остается важной задачей) к созданию социальной среды, где права детей и интересы семей обеспечены и есть условия для их всестороннего благополучия.
Органами власти во взаимодействии с институтом уполномоченного по правам ребёнка из года в год на системной основе совершенствуется правовое регулирование. На протяжении последних лет расширился перечень социальных выплат семьям, воспитывающим детей, размер сумм индексировался. По инициативе федерального уполномоченного Указом Президента РФ от 21.12.2023 № 975 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, пострадавших от агрессии Украины" (далее - Указ Президента РФ № 975) утверждена единовременная выплата в размере 100 000 рублей на ребёнка, получившего в возрасте до 18 лет увечье (ранение, травму) от агрессии Украины. Учтены предложения федерального уполномоченного в проектах федеральных законов по инклюзивному отдыху детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха и оздоровления по ежегодной региональной квоте; трудоустройству несовершеннолетних с 14 лет; увеличению возраста детей при нахождении в местах лишения свободы совместно с матерями и т.д.
В целом институт уполномоченных по правам ребёнка зарекомендовал себя авторитетным, востребованным партнёром государства, содействующим укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реализации масштабных проектов, нацеленных на повышение качества жизни семей с детьми, защиту прав и интересов подрастающего поколения, на совершенствование профильного законодательства и правоприменительной практики.
Проводимая совместная работа в целом обусловила ряд позитивных изменений в сфере семьи, материнства, отцовства и детства.
Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2023 году (далее - Доклад) подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 501-ФЗ. Он состоит из введения, трёх глав, в которых представлена общая характеристика работы уполномоченного, его правоприменительная деятельность по защите основных прав и законных интересов детей, реализация стратегических программ, а также заключения, содержащего прежде всего оценку положения детей и задачи федерального уполномоченного на 2024 год. Кроме того, в нём также представлен опыт региональных уполномоченных. Материалы и выводы Доклада предлагаются к учёту в работе для развития государственной политики в сфере детства, направленной на улучшение положения детей в Российской Федерации, и адресованы государственным органам, некоммерческим и общественным организациям, экспертному сообществу, социально ориентированному бизнесу, представителям СМИ. Доклад опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.deti.gov.ru, а также в "Российской газете".
* В Докладе используются сокращения: Российская Федерация - РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка - Уполномоченный при Президенте РФ, Уполномоченный, федеральный уполномоченный, Уполномоченный по правам ребёнка в субъекте Российской Федерации - региональный уполномоченный, Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" - Федеральный закон № 501-ФЗ, Семейный кодекс РФ - СК РФ, Трудовой кодекс РФ - ТК РФ, Жилищный кодекс РФ - ЖК РФ и т.д.