В Совфеде обсудили регулирование рынка интернет-торговли

Саморегулированием на рынке интернет-торговли уже не обойтись, поэтому необходимо законодательно оформить все аспекты деятельности маркетплейсов - посредников между продавцом и покупателем, считают в Совете Федерации. Проблему обсудили в понедельник на круглом столе в верхней палате парламента.
iStock

В прошлом году объем интернет-торговли в России достиг 6,4 триллионов рублей, причем львиная доля приходится на троих основных игроков. В 2022 году Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет создали общую информационную систему со сведениями о продавцах контрафакта, но с наступлением санкций Запада "серый" рынок только вырос.

Член Комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев напомнил, что на рассмотрении в Госдуме находится сразу два проекта с поправками в закон "О защите прав потребителей", которые затрагивают маркетплейсы. Первый устанавливает правила списания периодических платежей и денежных средств потребителей при расчетах в интернете. Второй обязывает продавцов и владельцев агрегаторов указывать в описании товара ссылку на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии продукции.

Также звучат предложения ввести механизм регулирования деятельности исследовательских подразделений этих компаний, которые по сути занимаются маркетингом, а также запретить продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 миллиардов рублей в России, если имеется аналогичный товар. Еще одна инициатива - установить ограничение по числу пунктов выдачи заказов.

Жалобы потребителей в сфере торговли впервые превысили соответствующие показатели в сегменте услуг, сообщил начальник управления федерального госнадзора в области защиты прав потребителей Роспротребнадзора Олег Прусаков. Причем значительная их часть касается как раз интернет-торговли, дистанционной торговли, жалоб на владельцев агрегаторов и маркетплейсы, добавил он.

Роспотребнадзор недавно дал разъяснения Торгово-промышленной палате о том, как стоит разграничивать ответственность между продавцами и владельцами агрегаторов. В федеральной службе надеются, что это тоже поможет сформировать правовое поле без массовых системных правонарушений на потребительском рынке.

Доводы представителей маркетплейсов, что они всего лишь посредники и не отвечают за продавцов, не разделяют и в Министерстве промышленности и торговли.

"Формально продавцом выступает независимый продавец на площадке, но потребитель покупает товар на площадке, рассчитывается он через площадку, предоставляет информацию, все остальное ему площадка, и 99,9 процентов потребителей не интересуется, кто конкретно юридически продавец", - отметил глава департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.

По его мнению, маркетплейс должен нести ответственность как за товар, так и за продавца.

"Маркетплейсы - очень важный сегмент торговли, и наша задача, конечно, не остановить их развитие каким-то образом, а ввести в такие рамки, чтобы это действовало в интересах общего блага. Поэтому воспринимать это нужно не как попытки там зарегулировать, а лишь привести в соответствие", - заверил чиновник.

"Подрезать крылья" никому не надо, согласился Виктор Зобнев. Он добавил, что при этом все же стоит законодательно прописать правила игры. "Маркетплейсы предлагают не только товары, они уже предлагают и более серьезные продажи, где должен закладываться пласт сервисного обслуживания. Автомобили, вертолеты продаются, думаю, что скоро и за самолетами дело не станет", - заметил сенатор.

Представитель Центробанка Алексей Чирков обратил внимание на то, что платежи могут проходить как за счет собственных средств, так и кредитных. По его словам, один из ключевых вопросов, который пока окончательно так и не решен - так называемые подписки с регулярными платежами. В предложенных инициативах нет полноценного механизма информирования о том, какая сумма и в каком порядке будет списываться, на что именно дается согласие.

Чирков также отметил, что получилось законодательно отрегулировать дополнительные услуги - навязать их теперь намного сложнее, а потребителю стало проще отказаться от ненужных ему товаров, услуг и работ, которые могли быть проданы вместе с кредитом.

Еще одна новая новая тема, которая также возникла в сфере кредитования - это так называемые покупки в рассрочку.

"Можно получить товар сегодня и платить за него частями в течение нескольких месяцев. Это действительно может быть удобно, интересно потребителю, позволяет сократить его издержки, но крайне важно, чтобы такое удобство не приводило ни к какому ущемлению прав гражданина", - обозначил проблему представитель ЦБ.

В свою очередь представитель ФАС Яна Склярова констатировала, что предстоит найти такие решения, которые будут с одной стороны эффективными, с другой - актуальными применительно именно к среде онлайн-торговли, а не пытаться приравнять ее к чему-то, что было 10, 50 или 100 лет назад. По ее мнению, некорректно ставить знак равенства между маркетплейсами и торговыми сетями.

"Антимонопольная служба никогда не поддерживала позицию приравнивания маркетплейса к продавцу по статусу, который сегодня существует в нашем законодательстве", - подчеркнула Склярова. Если механически приравнять электронную цифровую площадку к продавцу, то это приведет к отсутствию таких площадок, предупредила она.