04.06.2024 18:36
Поделиться

ЕС продолжает импортировать российское топливо, несмотря на санкции

Евросоюз продолжит нарушать свои собственные санкции и покупать российские нефтепродукты через третьи страны - Турцию, Индию, ОАЭ и другие. Причем отечественные производители топлива могут даже не знать, где в итоге окажется их товар. А европейские покупатели могут лишь догадываться о его происхождении.
Эксперты считают, что европейские компании импортировали российские нефтепродукты, перекупая их в Турции.
Эксперты считают, что европейские компании импортировали российские нефтепродукты, перекупая их в Турции. / Александр Корольков / РГ

Точно определить, где произведено дизельное топливо (ДТ), газойль или авиакеросин, возможно в лабораторных условиях, но такие проверки нереально организовать в масштабах всего европейского рынка нефтепродуктов.

В среду, 15 мая, финский Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) опубликовал исследование, в котором говорится, что за год с момента запрета ЕС на импорт нефтепродуктов из России (февраль 2023 года - февраль 2024 года) странами Союза было импортировано 5,16 млн тонн российских нефтепродуктов только из трех портов Турции на круглую сумму 3,1 млрд евро. Основные покупатели - Греция, Нидерланды и Испания. В списке есть и другие страны, причем не только входящие в ЕС. Часть грузов ушла в США и Великобританию.

Речь идет не о лазейке в санкциях, которую используют европейские компании, закупая топливо, сделанное из российской нефти. Дело в обыкновенной перекупке российского же топлива, в лучшем случае немного разбавленного на нефтебазе. Оно отправляется в ЕС с документами, где указано, что произведено в другой стране или "его происхождение неизвестно".

Отследить происхождение топлива практически невозможно. В ЕС есть определенные технические требования к качеству топлива. Если они выполнены, то проблем у груза нет, а понять, где и из какой нефти произведен этот, к примеру, дизель, невозможно. В CREA считают, что европейские компании импортировали российские нефтепродукты, смешанные и нет, с терминалов хранения в Турции. В качестве самого наглядного примера приводится факт, что в мае 2023 года нефтяной терминал Toros Ceyhan в порту Джейхан получил из Новороссийска 26 923 тонны газойля - это первый импорт товара терминалом за три месяца. Через десять дней терминал отгрузил аналогичный объем газойля на нефтеперерабатывающий завод в Греции. И суммарные объемы турецкого реэкспорта могут быть больше.

Отследить, в какой стране произведено топливо, практически невозможно

Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, в 2021 году наш экспорт нефтепродуктов в Турцию составил 6,6 млн тонн, а в 2023 году он вырос до 16,1 млн тонн. Поставки нефтепродуктов из Турции в ЕС выросли за этот же период с 5,5 до 11,5 млн тонн. При этом загрузка турецких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в 2021 году уже была близка к максимуму - 84%. Более чем в два раза увеличить выпуск нефтепродуктов они не могли, и мы имеем дело с реэкспортом российского топлива, делает вывод эксперт.

Причем, по данным CREA, российский экспорт нефтепродуктов в Турцию с февраля 2023 года по февраль 2024 года оказался еще выше - 17,6 млн тонн. С момента введения эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России 81% их импорта в Турцию происходит из нашей страны.